В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Личность каждого человека уникальна и наделена только ему присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Это характеристика человека по принципу социальной значимости. Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость проявляются в темпераменте, чертах характера, в специфике интересов, персептивных процессах, мотивационной сфере и интеллекте. Считается, что предпосылками формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразовываются в ходе воспитания и порождают высокую вариативность проявлений индивидуальности.
Исходным уровнем развития личности, как замечает К.А. Абульханова–Славская, является её растворённость в событиях (сопричастность этим событиям). Следующий уровень – самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется, вырабатывает жизненную позицию по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п.
Вместе с тем качественные характеристики этого развития находятся в прямой зависимости от тех потенциальных возможностей, которыми обладает развивающаяся личность. К числу основных потенциалов, выступающих в роли динамических факторов и задающих направленность процессу развития личности, относят:
Познавательный потенциал
Морально-нравственный потенциал
Творческий потенциал
Коммуникативный потенциал
Эстетический потенциал.
То есть личность определяется тем, что она, во-первых, знает, во-вторых, что она ценит, в-третьих, что и как она создаёт, в-четвёртых, с кем и как она общается, в-пятых, каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
Личность характеризуется следующими обобщёнными качествами:
1. активностью-стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2. направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов, и пр., в которых проявляют себя потребности человека;
3. глубинными смысловыми структурами, обуславливающими её сознание и проведение. Они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной групповой деятельности (принцип деятельностного опосредования);
4. степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения установки, диспозиций и др.).
Основными сферами деятельности личности, в которых она реализует свои потребности и преобразует себя, являются:
- потребностно - мотивационная сфера включает различные потребности, испытываемые человеком в определённых условиях жизнедеятельности, мотивы, цели и т. п.
- эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, волевые усилия и их переживания. В эту же сферу входят эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности;
- когнитивно - познавательная. Данная сфера представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Сюда же относят когнитивно - познавательные процессы, состояния и свойства личности.
-морально-нравственная. Эта сфера включает личностные нормативные регуляторы действий человека, закреплённые в привычках, обычаях, принципах социальной жизни. Формально эта сфера проявляется в морально-нравственных состояниях, действиях, поступках, свойствах личности;
-экзистенционально-бытовая. К этой сфере относят субъективные самооценки существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью к своему бытию в мире;
-действенно-практическая. Сюда входят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним относят: проявления его способностей, навыков, умений, достижений, прагматические аспекты личности;
-межличностно - социальная. К этой сфере относят межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.
Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая им в процессах деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и др. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Таким образом, личность-это системное прижизненное социально-психологическое качество, приобретённое индивидом в процессе своего развития путём включения, с одной стороны, в различные виды деятельности, общения, межличностные отношения, а, с другой - активности самой личности, выступающей как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние социальные воздействия.
Отбор слов для наблюдений
При отборе слов для наблюдений необходимо использовать лексику, знакомую школьникам. Важно проводить работу с теми словами, которые включены в орфографический минимум каждого года обучения. Дети долж ...
Особенности восприятия детьми произведений художественной
литературы
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительнос ...