Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении

Педагогика и воспитание » Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника » Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении

Страница 1

Для определения причин отставания в обучении младших школьников, а также для установления психологических условий, способствующих преодолению отставания в обучении на базе Учреждения образования Республики Беларусь «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Орши» в двух третьих классах (3«А» и 3«Б») нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

1. Диагностика неуспеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения.

2. Выборка неуспевающих школьников и развивающая работа по устранению их отставания в обучении.

3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками.

Наиболее эффективными методами диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые непосредственно проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости и устранения ее.

Решение системы диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития учащихся, требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается диагностики уровня сформированности отдельных познавательных действий (отдельных видов познавательной деятельности), то эту работу должен уметь выполнять и учитель.

Анализируя работу школьного психолога следует сказать, что, в основном при подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости им делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, что в последующем позволит подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.

Нами в ходе проведения исследования были использованы следующие методы:

беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности;

анализ письменных работ;

анализ журнала успеваемости, т.е мы использовали методы педагогической диагностики отставания в обучении.

Кроме того, в исследовании мы использовали и психологические методики определения отставания в обучении: наблюдение за поведением обучаемых на уроках и на переменах, тест школьной тревожности Филлипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой.

В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие:

- пропуски букв в письменных работах;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности при решении математических задач;

- неусидчивость;

- постоянная грязь в тетрадях;

- плохое знание таблицы сложения;

- трудности при выполнении задач в классе;

- постоянное переспрашивание учителя;

- опоздания на уроки;

- постоянное отвлечение на уроках;

- боязнь устных ответов.

Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.

Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки:

- как ребёнок включен в работу на уроке;

- уровень проявления его активности;

- вопросы, которые он задавал учителю;

- выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно);

- высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные).

В данном экспериментальном исследовании приняли участие школьники двух третьих классов в возрасте 7-8 лет, общей численностью 52 учащегося, в том числе – 24 мальчика и 28 девочек. При этом, в двух классах обучение проводили разные преподаватели как математики, так и русского языка - в 3 «А» классе занятия проводили преподаватели, чей стаж составляет более 15-и лет, а обучение школьников 3 «Б» класса осуществляли преподаватели, чей профессиональный стаж был менее 10-ти лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвое ...

Дидактические функции сети интернет
Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru