В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего поколения, наблюдается усиление ответственности такого социального института как «школа» за уровень и качество обучения и воспитания обучаемых. В деле школьного образования существует множество проблем, одной из которых является противоречие между темпом введения новых информационно-коммуникационных образовательных технологий и снижением темпа познавательной деятельности учащихся, что приводит к нарастанию отставания в обучении, появлению стойкой неуспеваемости школьников уже со 2-го класса.
Преодоление неуспеваемости и отставания в обучении – важнейшая задача теоретической и практической психологии. При этом мы должны понимать, что только организационное решение поставленных в этом направлении работы задач не сможет обеспечить преодоление отставания. Здесь требуются современные теоретические знания о сущности самого явления «отставания», о признаках и многообразных формах его проявления в современной школе и самое главное – требуется четкое понимание того, какие психологические условия будут способствовать качественному преодолению отставания в обучении школьников.
Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает не только широкую пропаганду передового опыта обучения и внедрение результатов психолого-педагогических исследований в школьную практику, но и вдумчивого подхода к определению и особенно задействованию психологических возможностей детей в преодолении такого отставания.
Объект исследования – деятельность педагогического состава школы по преодолению отставания обучаемых в рамках образовательного процесса.
Предмет исследования – работа практического психолога и классного руководителя по созданию и поддержанию психологических условий обеспечивающих преодоление и недопущение отставания в обучении детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: на основе теоретического изучения сущности проблемы отставания в обучении и, исходя из результатов практической опытно-экспериментальной работы, выявить психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов, разработать и предложить проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить взгляды зарубежных и отечественных представителей психолого-педагогической науки на сущность проблемы и самого явления «отставания в обучении»;
2. Отталкиваясь от понимания индивидуально-личностных различий психических процессов школьников, их познавательной деятельности, реализующихся в школьной успеваемости, рассмотреть причины отставания и возможности образовательного учреждения по преодолению отставания в обучении детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть состояние работы в конкретной школе по организации преодоления выявленного учителями и психологом отставания в обучении учащихся начальных классов и ведении соответствующей превентивной работы;
4. Спланировать практическую работу, подобрать методические средства и провести сбор эмпирических данных по исследуемой проблеме, осуществить их обработку;
5. В ходе интерпретации полученных данных – выявить и описать психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов;
6. Разработать и предложить к практическому применению проект «Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы».
В качестве исследовательской гипотезы было использовано предположение, что основными психологическими условиями преодоления отставания в обучении младших школьников являются полное согласие учащегося с необходимостью преодолеть выявленное отставание в обучении по конкретном учебному предмету и мотивация ученика на совместную с учителем и родителями работу по преодолению разрыва между пройденным в школе учебным материалом и отражением его в знаниях и умениях обучаемого.
Для решения поставленных задач и проведения исследования были использованы нижеизложенные методы:
а. Теоретические - изучение и анализ научной литературы, изучение документов, сравнение,
б. Практические - наблюдение, беседа, опрос (в т.ч. экспертный), тестирование.
Методический замысел исследования в рамках моей выпускной квалификационной работы заключался в следующем:
1. На основе изучения первоисточников и специальной психолого-педагогической литературы мною была проведена работа по изучению взглядов зарубежных и отечественных научных деятелей в области педагогики и психологии на сущность проблемы и самого явления «отставания в обучении», по их систематизации и выработке единого понятия данного явления;
2. При рассмотрении сущности психологической проблемы отставания в обучении школьника мною были выделены наиболее характерные, научно подтвержденные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников с целью определения взаимосвязи между индивидуально-личностными различиями психических процессов школьников и их реализации в процессе познавательной деятельности;
3. Была рассмотрена практическая работа в конкретной общеобразовательной школе г. Орши Витебской области по организации преодоления выявленного учителями и психологом отставания в обучении учащихся начальных (2-3-го) классов и ведении соответствующей превентивной работы;
4. На основании полученной информации мною был выработан, систематизирован и представлен в работе перечень основных психолого-педагогических методических средств, позволяющих школьному учителю и практическому психологу в своей деятельности выявлять отдельные признаки отставания в обучении и при проведении надлежащей коррекционной работы нивелировать их;
5. С целью осуществления практической части работы были подобраны методические средства ее проведения, эмпирическая база эксперимента, согласована возможность проведения практического исследования, после чего был проведен сбор эмпирических данных по исследуемой проблеме и осуществлена их обработка;
6. В ходе интерпретации полученных в ходе экспериментальной части работы данных были выявлены и описаны психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов;
7. На основании полученных данных и соответствующих выводов во взаимодействии со школьным психологом был разработан проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы.
В качестве экспериментальной базы исследования выступили учащиеся двух классов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Орши» в возрасте 7-8 лет, в том числе – 24 мальчика и 28 девочек, всего 52 человека; 9 человек педагогического состава школы, в т.ч. один социальный педагог-психолог.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы и практически применены в реализации задач преодоления отставания учащихся младших классов в средних образовательных учреждениях.
Научная новизна работы проявилась в попытке объединить разрозненные представления педагогического состава и психологов школ в практику формирования именно таких психологических условий школьного обучения, которые обеспечат возможность преодоления в отставании обучаемых.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и библиографического списка использованной литературы.
Кpитepии oцeнки кoмпeтeнтнocти cпeциaлиcтoв cpeднeгo звeнa
cпeциaльнocти «Cтpoитeльcтвo»
В уcлoвиях coздaния индуcтpиaльнo-иннoвaциoнных пpoизвoдcтв, ключeвую poль игpaют чeлoвeчecкиe pecуpcы. В 2009 гoду paзpaбoтaн coвмecтнo co Вceмиpным бaнкoм Пpoeкт «Мoдepнизaция тeхничecкoгo и пpoфec ...
Физиологические основы повышения двигательной активности
детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение для растущего организма имеет полное удовлетворения двигательных потребностей ребёнка. При этом обнаружено значительное отставание или даже полная остановка роста и развития ребенка ...