Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы

Педагогика и воспитание » Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах » Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы

Страница 1

Методикой преподавания литературы накоплен значительный опыт в изучении творчества писателей ХХ века в школе, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала. Объясняется это, прежде всего неисчерпаемостью и богатством внутреннего содержания художественных произведений, постоянной изменяемостью исторической обстановки, с которой творчество вступает в эстетические отношения, интертекстуальной соотнесенностью с предшествующей и современной писателям литературой и культурой.

В том, как исторически изменялась оценка произведений ХХ века, просматривается вполне естественная логика. На первом этапе функционирования произведений предметом обсуждения, дискуссий и даже борьбы (демократическая и эстетическая критика) становится то, что выделяет текст на фоне общепринятых литературных норм, и вместе с тем - вопрос о праве творчества на признание, на определенную нишу в литературном пространстве. На следующем этапе внимание читателей перемещается в другую плоскость: выявляются аспекты соотношения творчества с реальной жизнью (галерея воссозданных типов, позиции героев, смысл конфликтов). Одновременно вызвали интерес художественная форма, особенности языка, стиля. Выяснялась сложность, целостность художественного строя произведения: жанровая, стилистическая специфика.

В середине XX века на новой основе определяются общественная и культурная значимость, место творчества в русском и общеевропейском литературном процессе, отношение к различным жанровым традициям.

Современные школьники в высказываниях о произведениях литературы ХХ не стеснены идеологическими установками и потому менее категоричны и более последовательны в своих рассуждениях Тем не менее опасность однозначной трактовки произведений авторов на разных этапах литературного образования все же сохраняется. Задача методики - приблизить художественное произведение к современному читателю, не нарушая его эстетической целостности.

Ценным в методике начала XX века (В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон) является то, что в основу преподавания литературы педагоги-словесники поставили ученика, поверив в его возможности глубокого восприятия и осмысления художественного текста, и разработали подходы к анализу произведений литературы ХХ века: от авторской идеи к тексту для ее подтверждения (В.Я. Стоюнин) и от текста - к авторской идее (В.И. Водовозов).

В 1912-1930 годах содружество литературоведения и методики благотворно повлияло на развитие методической мысли и в значительной степени способствовало совершенствованию литературного образования. Школьный анализ обогатился новыми приемами работы: художественный пересказ, инсценирование, иллюстрирование, привлечение смежных искусств, стилистический анализ (А.К. Дорошкевич, Б.М. Эйхенбаум, З.Н. Денисенко, Е.И. Кореневский), была выявлена зависимость методов и приемов от жанровой специфики произведения и особенностей авторского повествования (Л.С. Троицкий). Составители учебных программ стремились сохранить главный принцип: "ориентироваться на тип ребенка, его детскую активность и запросы" (1912, 1915, 1919, 1921, 1923, 1925 гг.). Однако в силу преобладания обществоведческого начала в школе, литература постепенно теряла свою самостоятельную значимость. В.В. Голубков предостерегал от крайнего увлечения "самостоятельностью учеников", утверждая, что школа имеет право и обязана вмешиваться в этот процесс и заменить в случае надобности установку учащихся установкой идеологически приемлемой и научно правильной" (1938 г.). Анализ школьных программ, учебных пособий, статей под углом зрения поставленных проблем показал, что литература не вмещалась в рамки социологического метода, общественно-политических событий и идеологических установок.

Таким образом, функционального подхода к изучению произведений литературы ХХ века в 5-7 классах не наблюдается: какие препятствия должен преодолеть ученик при осмыслении текстовпроизведений, какими критериями определяется содержание литературного образования, как это согласуется с общей концепцией развития личности - все это остается за пределами методических исканий 30-40-х годов. Усилия методистов и педагогов-практиков направлены на разработку методов и приемов изучения отдельных произведений писателей в рамках школьного курса.

В современной методике можно выделить несколько подходов к изучению произведений русской литературы ХХ века, представленных в учебных программах по литературе, монографических и коллективных исследованиях. Сторонники первого подхода в своих методических воззрениях подчеркивают нравственно-формирующие возможности творчества писателей (М.А. Снежневская, Т.Г. Старовойтова, Т.Ф. Курдюмова, Л.А. Пилипенко и др.). Сторонники второго подхода актуализируют теоретическое и эстетическое содержание русской литературы (А.Г Кутузов, Л.И. Княжицкий, Е.С. Абелюк, З.А. Блюмина, П.К. Боголепов, П. Г. Воробьев, Н.О. Корст, И.В. Раппенкова и др.). В представленных концепциях изучения литературы ХХ века отсутствует принцип системного, целостного изучения; не демонстрируется развитие ученика, преимущественное внимание уделяется репродуктивным методам работы, порой не соответствующим заявленной в Программах цели формирования читательской культуры учащихся. Третье направление развивает идею взаимосвязанного изучения художественного произведения и читательского восприятия школьников (Т.В. Звере, М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, М.А. Шнеерсон и др.). В программе по литературе, составленной коллективом кафедры методики преподавания литературы и русского языка под редакцией В.Г. Маранцмана, имеющиеся недостатки современных концепций анализа этико-эстетической системы произведений русской литературы ХХ века преодолеваются, прежде всего, с помощью функционального подхода - "соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста" (В.Г. Маранцман).

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Условия организации опытно-практической работы
Опытно-практическую работу по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии с использованием ИКТ мы проводили во время преддипломной педагогической практики в 4б классе с ...

Социокультурный подход к измерению образовательных результатов
Социокультурный подход к измерению образовательных результатов направлен на оценивание способности учащегося ориентироваться в социальной и социокультурной действительности; способности «удерживать», ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru