Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методические рекомендации по формированию культуры восприятия академической музыки в начальной школе и учреждениях дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста » Методические рекомендации по формированию культуры восприятия академической музыки в начальной школе и учреждениях дополнительного образования

Страница 2

Особенно удачным получилось использование на уроке проблемных ситуаций. Не смотря на то, что, на их создание необходимо было затратить времени намного больше, чем на подготовку к обычному уроку, но их использование на уроке решало одновременно несколько задач: во-первых, они заставляли задуматься, размышлять почти всех ребят всего класса, то есть активизировали мыслительную деятельность; во-вторых, во многом они внесли воспитательный момент (например, во время слушания арии Сусанина состоялся разговор о патриотизме); в-третьих, с помощью их дети учились выражать свое мнение, свое отношение, логически выстраивать свою мысль.

Как было сказано выше, в педагогике существует семь способов создания проблемных ситуаций, но исходя из специфики предмета, а также учета возрастных особенностей, у детей в младших классах использовались три-четыре способа, а некоторые - в синтезе. Дети порою так были захвачены разгадкой проблемы, время пролетало незаметно, а звонок с урока оказывался на самой кульминации урока - что детям не хотелось уходить.

Приведем некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках музыки - в младших классах:

1 класс. I четверть. Тема « Песня. Танец. Марш»

Задание:

1). Сравнить три вальса. Найти черты сходства и различия. Кто бы мог танцевать под каждое произведение?

Вальс «Шутка» Д. Шостаковича из цикла «Танец кукол».

Вальс цветов П. Чайковского из балета « Щелкунчик»

Вальс П. Чайковского

2). Найти, какое из произведений не является маршем. Обосновать:

Марш С. Прокофьева

Марш деревянных солдатиков П. Чайковского

Гавот С. Прокофьева

С первым заданием дети справились достаточно легко, без особых затруднений. Дети определили, что первый вальс - легкий, прозрачный, как бы игрушечный; второй - как будто на балу танцует девушка с «принцем»; третий - быстрый, стремительный.

Таким образом, в конце дети сами подвели итог, что все три произведения и являются одним жанром, но имеют разное назначение, смысл, содержание; следовательно, и средства выразительности, которые использовали композиторы, тоже разные.

В данном задании проблема заключалась в сравнении трех произведений одного жанра.

Второе задание вызвало небольшое затруднение, но дети все же справились с ним, благодаря находке учителя. Были исполнены небольшие фрагменты и предложено ребятам во время звучания фрагмента промаршировать пальчиками на столе - как игрушечные солдатики (или ладошками по столу - как палочки барабана) - выделяя сильную долю.

2 класс. I четверть. Тема «Сила музыки».

После разговора о характере произведения, строении и после повторного прослушивания арии Сусанина, прозвучал вопрос: «Почему И. Сусанин пошел с поляками в лес, если он знал, что его ждет неминуемая смерть?»

Данный вопрос вызвал сначала небольшую паузу, затем развернулась жаркая дискуссия (полемика) на тему защиты своей Родины (воспитательный момент).

3 класс. I четверть. Тема «Музыка моего народа».

П. Чайковский. (Апрель) - «Подснежник» из цикла «Времена года»

Задание:

дать название данному произведению.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - фрагментарное прослушивание сцен и беседа учителя.

При прослушивании сцены с Головой педагогом обращено внимание детей на следующий момент: Глинка жил в XIX веке, когда не существовало ни техники, ни усилительной аппаратуры (не было даже автомобилей и самолетов).

Каким образом композитор сумел усилить силу голоса персонажа Головы и сделать его громким, мощным, сильным и даже немного страшным.

Анализируя средства музыкальной выразительности при определении музыкального образа, было рассмотрено произведение М. Мусоргского

«Картинки с выставки». Ребята самостоятельно, через характеристику средств выразительности определяли названия картин Гартмана и названия пьес М. Мусоргского, рассказывая свою версию сюжета музыкального эпизода. После такой подготовки наступил момент, наиболее запомнившийся всем учащимся, - театрализация пьесы «два еврея»: богатый и бедный. Не говоря названия пьесы Мусоргского, преподаватель предложил всем учащимся разделиться на несколько групп, каждая из которых уединилась на свое место в классе отдельно от других. Педагогом было поставлено условие, что все группы будут представлять содержание пьесы Мусоргского через спектакль, в котором ребята выступят и режиссёрами, и декораторами, и актерами. При разыгрывании своей пьесы учащиеся не должны произносить ни одного слова. Прослушав пьесу несколько раз, каждая группа представила свой вариант содержания, после чего произошло обсуждение «спектаклей». После того, как ребята не смогли определить название пьесы, преподаватель, выбирая небольшую группу детей, выполняя роль режиссера и (за пределами класса) рассказал «свою» версию содержания. После чего перед оставшейся частью класса разыгралось еще одно представление, которое и помогло всем «зрителям» дать точное определение пьесы.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru