Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Воспитательные дом и сиротские институты

Страница 2

Отдых ребенка заключается не в праздности и бездеятельности, "а в смене одних упражнений сил другими". Воспитательница "обязана советоваться с медиком, что касается гигиены, и принимать его советы". Всем необходимо раз в неделю собираться "на общий совет под покровительством главной воспитательницы", чтобы вырабатывать совместные и единые решения. Таким образом, педагог отводил воспитательницам организующую и координирующую роль в работе с сиротскими детьми в условиях единоначалия и коллегиальной организации. Попытка "породнить" с помощью просвещения разнородные и даже враждебные социальные слои была исторически несостоятельной. Эти идеи стали основой для увольнения В.Я. Стоюнина по политическим мотивам из гимназии, а затем и из института (1875 г.) с запрещением заниматься преподавательской работой.

В Ведомстве императрицы Марии находились сиротские институты. Московский (Александровский) был открыт для детей обоего пола. В 1844 г. Московский сиротский институт стал только женским. Его выпускницы готовились стать домашними воспитательницами и наставницами. В одном из его отделений готовили мастериц, которых после окончания курса направляли в имения швеями или рукодельницами. Под Петербургом, в Гатчине, также был открыт институт для "обер-офицерских сирот" (мальчиков). С 1844 г. в нем был открыт класс для подготовки домашних учителей, преподавалась педагогика, но через десять лет класс был ликвидирован, и в институте стали готовить канцелярских служащих и правоведов. Этот уникальнейший эксперимент важного социально-педагогического значения до сих пор также не исследован.

Работа Гатчинского сиротского института связана с именем замечательного, но малоизвестного, русского педагога Егора Осиповича Гугеля (1804–1842 г.). Смысл воспитания он видел в усовершенствовании физических и умственных способностей ребенка и проводил преобразования в духе передовых педагогических идей того времени: утверждал принципы воспитывающего и развивающего обучения, наглядности, осознанности и др. Он стремится развивать аналитические и творческие способности учащихся. Педагог переводил зарубежные книги для чтения в младших классах, адаптируя их для России. Он выпустил одно из первых учебных пособий "для родителей и наставников" по русскому языку. Он был, по определению современников, человеком "необыкновенных дарований".

В 1832 г. Е.О. Гугель предложил учителю П.С. Гурьеву на общие средства открыть школу для малолетних детей из числа находившихся на воспитании сирот от 4 до 6 лет. Эта "малолетняя школа" вошла затем в состав института. На основе пятилетнего опыта ее работы педагог разработал проект школы семейного типа, в которой дети получали общее развитие, приобретали навыки совместной жизни и сотрудничества. Это была первая попытка создания в России такого типа школы. Возраст детей в ней поднимается до 10 лет, количество воспитанников возрасло до 120. После окончания школы ее ученики зачислялись в 1-й класс общего курса института. По существу, в Гатчине впервые в России создается учебно-воспитательный комплекс "школа–институт", конечно же, не в современном организационном и содержательном понимании, но главная идея – преемственности между школой и вузом – в нём присутствует. По образцу "малолетнего отделения" этого учреждения было образовано учение в других детских приютах России. По проекту Е.О. Гугеля выпускной класс института был разделен на два отделения, одно из которых стало готовить воспитанников к званию учителя. В нем были введены педагогические дисциплины, преподаванию которых предшествовал большой курс введения в антропологию и психологию. Им была собрана уникальная научная библиотека по этим профилям. Новаторская деятельность педагога встречала неприятие начальства, недоброжелательство коллег. Свои идеи ему приходилось продвигать, затрачивая большие душевные и психические нагрузки. В 1841 г. Е.О. Гугель оставил институт по болезни.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Пути формирования учебной мотивации
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел ...

Психологические барьеры в деятельности педагога
Термин «барьер» (от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного ...

Категории
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru