Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Воспитательные дом и сиротские институты

Страница 2

Отдых ребенка заключается не в праздности и бездеятельности, "а в смене одних упражнений сил другими". Воспитательница "обязана советоваться с медиком, что касается гигиены, и принимать его советы". Всем необходимо раз в неделю собираться "на общий совет под покровительством главной воспитательницы", чтобы вырабатывать совместные и единые решения. Таким образом, педагог отводил воспитательницам организующую и координирующую роль в работе с сиротскими детьми в условиях единоначалия и коллегиальной организации. Попытка "породнить" с помощью просвещения разнородные и даже враждебные социальные слои была исторически несостоятельной. Эти идеи стали основой для увольнения В.Я. Стоюнина по политическим мотивам из гимназии, а затем и из института (1875 г.) с запрещением заниматься преподавательской работой.

В Ведомстве императрицы Марии находились сиротские институты. Московский (Александровский) был открыт для детей обоего пола. В 1844 г. Московский сиротский институт стал только женским. Его выпускницы готовились стать домашними воспитательницами и наставницами. В одном из его отделений готовили мастериц, которых после окончания курса направляли в имения швеями или рукодельницами. Под Петербургом, в Гатчине, также был открыт институт для "обер-офицерских сирот" (мальчиков). С 1844 г. в нем был открыт класс для подготовки домашних учителей, преподавалась педагогика, но через десять лет класс был ликвидирован, и в институте стали готовить канцелярских служащих и правоведов. Этот уникальнейший эксперимент важного социально-педагогического значения до сих пор также не исследован.

Работа Гатчинского сиротского института связана с именем замечательного, но малоизвестного, русского педагога Егора Осиповича Гугеля (1804–1842 г.). Смысл воспитания он видел в усовершенствовании физических и умственных способностей ребенка и проводил преобразования в духе передовых педагогических идей того времени: утверждал принципы воспитывающего и развивающего обучения, наглядности, осознанности и др. Он стремится развивать аналитические и творческие способности учащихся. Педагог переводил зарубежные книги для чтения в младших классах, адаптируя их для России. Он выпустил одно из первых учебных пособий "для родителей и наставников" по русскому языку. Он был, по определению современников, человеком "необыкновенных дарований".

В 1832 г. Е.О. Гугель предложил учителю П.С. Гурьеву на общие средства открыть школу для малолетних детей из числа находившихся на воспитании сирот от 4 до 6 лет. Эта "малолетняя школа" вошла затем в состав института. На основе пятилетнего опыта ее работы педагог разработал проект школы семейного типа, в которой дети получали общее развитие, приобретали навыки совместной жизни и сотрудничества. Это была первая попытка создания в России такого типа школы. Возраст детей в ней поднимается до 10 лет, количество воспитанников возрасло до 120. После окончания школы ее ученики зачислялись в 1-й класс общего курса института. По существу, в Гатчине впервые в России создается учебно-воспитательный комплекс "школа–институт", конечно же, не в современном организационном и содержательном понимании, но главная идея – преемственности между школой и вузом – в нём присутствует. По образцу "малолетнего отделения" этого учреждения было образовано учение в других детских приютах России. По проекту Е.О. Гугеля выпускной класс института был разделен на два отделения, одно из которых стало готовить воспитанников к званию учителя. В нем были введены педагогические дисциплины, преподаванию которых предшествовал большой курс введения в антропологию и психологию. Им была собрана уникальная научная библиотека по этим профилям. Новаторская деятельность педагога встречала неприятие начальства, недоброжелательство коллег. Свои идеи ему приходилось продвигать, затрачивая большие душевные и психические нагрузки. В 1841 г. Е.О. Гугель оставил институт по болезни.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, ...

Самооценка как оценочная составляющая самосознания дошкольников
Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две в ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru