Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Воспитательные дом и сиротские институты

Страница 1

В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки до 18-19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек – домоводству, рукоделию, ткацкому ремеслу. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому (крестьянскому) сословию и получали земельный надел. Девушки в 19 лет получали "вольноувольнительное свидетельство". В некоторых воспитательных домах из числа способных учеников создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах готовили к поступлению в Медико-хирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французские классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.

Открываются сиротские институты – Московский (1834 г.) и Гатчинский (1830 г.). С 1871 по 1874 годы в Московском Николаевском сиротском институте работал известный русский педагог Владимир Яковлевич Стоюнин (1826–1888 г.). Он продолжал традиции Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, выступая как убеждённый противник дворянской сословной системы воспитания. По мысли В.Я. Стоюнина, школа путём развития "духа общественности", устранения сословной замкнутости, введения трудового начала и хотя бы частичного уравнения в правах на образование всех слоёв населения должна добиваться постепенного сближения между образованным меньшинством и простым народом. Воспитание должно образовывать "человека и гражданина", знающего и любящего свою страну, поборника просвещения и прогресса.

Работа в институте хотя и удовлетворяла его (имелись педагогические классы), но, ввиду его прогрессивных позиций, вызывала столкновение с влиятельными лицами Ведомства учреждений императрицы Марии. Он уходит из института и возвращается в Петербург, посвящая себя литературно-педагогической деятельности. В 1881 г. его жена открывает частную женскую гимназию, в которой он работал до конца своих дней, пытаясь осуществить свой идеал женского образования в России.

Будучи инспектором Московского Николаевского сиротского института, В.Я. Стоюнин написал статью "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома", которая дает нам представление об организации в них социально-педагогической работы. Воспитательницы несли полную ответственность за физическое и духовное воспитание детей. Эти две стороны воспитания, по мнению педагога, находятся в тесной связи, которую нельзя прерывать "без вреда для правильного воспитания". Одним из основных средств воспитания им определяется дисциплина: она должна служить средством умственного и физического развития, "образовывать ребенка и нравственно". От дисциплины "во многом зависит образование характера". О чем необходимо заботиться с детства. Дисциплина должна быть "педагогическая, а не казарменная и полицейская". Она не должна подавлять ребенка, а быть "строго соображена с детскою натурою и психологическими условиями развития характера". Определяя известные порядки и правила, она "признает и самодеятельность в ребенке, и свободу в известной сфере, которая с годами должна все более расширяться". Он вывел закономерность: чем более ребенок делается зрелым, тем более сфера запрещения должна суживаться, а сфера его свободных действий расширяться.

Воспитание "группами должно быть, как можно более, сближено с воспитанием семейным": отношения между детьми и воспитателями похожи "на добрую семью" и основаны "на разумной взаимной любви". Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы как доброй матери. Для хорошего воспитания от воспитательницы "требуется близкое знакомство с натурою каждого ребенка". В.Я. Стоюнин советует вести им "дневник своих наблюдений над детьми". Педагог говорит об огромном влиянии на детей личности воспитательницы, поэтому ей следует "быть примером для детей во всем". Она не должна "прибегать к шпионству": такая воспитательная система преступна, так как "разрушает детскую нравственность". Свобода ребенка должна быть "разграничена от своеволия и праздности, … т.к. они легко могут обратиться в дурные наклонности, с которыми потом трудно будет бороться".

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Этапность исследовательского поиска ребенка
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению ...

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук
Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому. Если ребенок развивается нормально ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru