Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Теоретические основы проектного обучения

Страница 5

Проектирование не только деятельность, но и процесс последовательной смены состояний, характеризующихся новыми задачами, видами деятельности, степенью упорядоченности информации и т. д.

При каждой форме организации метода проектов учащиеся выполняют вид деятельности, который соответствует и наиболее эффективен в данный момент.

Классическим считается положение американского писателя Джеймса Джонса (1921-1977) о том, что процесс проектирования в своем развитии проходит три фазы:

Дивергенции - расширения границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения;

Трансформации - создания принципов и концепций;

Конвергенции - выбора оптимального варианта решения из множества альтернатив.

Для четкой организации проектной работы школьников, с целью ее управляемости и подконтрольности руководителем, опишем организационно-методические условия проектирования, разбив их в соответствии со структурой процесса проектирования.

Приведенная последовательность действий соответствует понятию процесса, адекватна логике учебного проектирования, обеспечивает достижение необходимого результата на каждом выделенном этапе, позволяет педагогу выделить сущностные, объективные стороны процесса проектирования, научиться отличать мифы от реальной проектной работы школьников.

Таблица 4 – Метод проектов в системе школьного образования

Организационные формы

Виды деятельности

Фронтальная работа

Представление проблемной ситуации

Мозговая атака по формулированию проблемы и причин ее возникновения

Выдвижение гипотез по решению возникших проблем

Распределение исследовате-льских заданий по группам сотрудничества

Самостоятельная исследовательская деятельность по группам

Планирование самостоятельных работ в группе

Поиск, сбор и анализ дополнительной информации

Промежуточное обсуждение в группах (на уроках, во вне урочной деятельности)

Проведение наблюдений, экспериментов, обобщение результатов Оформление результатов

Защита проекта

Презентация полученных результатов

Участие в дискуссии в ходе обсуждения результатов проектной деятельности

Оценка (экспертная, самооценка) проведенной группой и отдельными участниками работы

Прогнозирование возможного развития ситуации, формулирование новых проблем, выявленных в ходе исследования

При этом на каждом этапе работы организации проектной деятельности определяются формируются умения или навыки, которые позволяют успешно выполнить работу.

На каждом этапе работы перед участниками определяются задачи. Совместная деятельность учащихся и руководителя проекта направлена на поиск их решения.

В таблице 5 представлены виды деятельности, которые участники метода проектов выполняют на каждом этапе работы.

Таблица 5 – Деятельность участников метода проектов

№ п/п Этап

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога, руководителя проекта

Инициирующий

Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.

Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

Основополагающий

Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации.

Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Прагматический

Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.

Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом.

Заключительный

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленнойпроблемы.

Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели.

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта.

Итоговый

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т.е. презентация продукта.

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru