Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Диагностические задания для определения развития мелкой моторики и координации движений

Педагогика и воспитание » Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи » Диагностические задания для определения развития мелкой моторики и координации движений

Страница 1

С целью диагностики развития мелкой моторики рук у детей, имеющих системное недоразвитие речи, были использованы тесты и методики.

1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)

Цель: определить умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики руки.

2. Тест Куглера

Цель: определение школьной зрелости, выявление задержки и отклонения в развитии.

3. Методика "Дорожки" (по А.А. Венгеру).

Цель: определение развития точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

4. "Мозаика" (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)

Цель: оценка зрительно–пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации.

5. Методика "Рисования простых узоров"

Цель: выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

6. Методика "Дорисуй узор"

Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

При выполнении методики "Домик" все дети допустили ошибки. Предлагалось срисовать домик с трубой, крылечком, забором. Результаты оценивались по 10-бальной системе. Эта система применялась при оценке всех тестов исследования.

10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.

9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.

8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.

7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.

6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.

3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.

2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.

1 балл – с заданием не справился.

У многих детей отсутствуют детали рисунка, в основном – штриховка и мелкие детали рисунка (дым, труба, ступеньки, окошки). Это Вика А. (3 балла), Миша Б. (4 балла). Встречается увеличение деталей рисунка, у большинства неправильно скопировано левая часть заборчика. Это отмечалось у Ивана У. (4 балла) и Вовы Л. (4 балла). Есть и увеличение деталей рисунка – Олег Н. (6 баллов), Сергей С. ( 7 баллов). Очень мелкие рисунки и неправильное положение на листе показали Аня Б. (6 баллов) и Женя Ч. (8 баллов). Это свидетельствует о том, что у детей с различными уровнями ОНР слабо развито произвольное внимание, пространственное восприятие, дети не могут работать с образцом, точно следовать ему, ориентироваться на образец в своей работе. Так же эта методика показывает нам, что у детей нарушена сенсомоторная координация и плохо развита мелкая моторика руки (График 1).

График 1. Сенсомоторная координация испытуемых

При выполнении монометрического теста дети показали положительный результат. С поставленной задачей хорошо справились Женя Ч. (7 баллов), Сергей С. (8 баллов), Олег Н. (7 баллов), Иван У. (6 баллов). Менее удачной оказалась попытка выполнить задание у Ани Б. (5 баллов), Вовы Л. (4 балла), Миши Б. (5 баллов). Эти дети справились с поставленной задачей после помощи экспериментатора. У Вики А. (2 балла) результат оценен как отрицательный, так как и со второй попытки она перерезала широкую линию два раза и вообще не следовала инструкции – не вырезала по кругу, а просто резала ножницами бумагу. Ножницы она держит уверенно, но не понимает стоящей перед ней задачи. На основании этого можно сделать вывод, что у ребенка нарушена координация движения руки и глаза.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Культура мира в поликультурном образовательном пространстве
Понятие «культура мира» включает ценности и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении к ментальным правам и свободам человека (определение ЮНЕСКО). Это выражается в стремлении к разреше ...

Экспериментальная проверка предложенной методики работы с социокультуроведческим курсом в старших классах школ с углубленным изучением английского языка
Экспериментальная проверка началась с разведывательного эксперимента в 1996/97 учебном году на специализированных курсах по английскому языку НГЛУ. Проведенный эксперимент способствовал укреплению ув ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru