Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Диагностические задания для определения развития мелкой моторики и координации движений

Педагогика и воспитание » Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи » Диагностические задания для определения развития мелкой моторики и координации движений

Страница 1

С целью диагностики развития мелкой моторики рук у детей, имеющих системное недоразвитие речи, были использованы тесты и методики.

1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)

Цель: определить умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики руки.

2. Тест Куглера

Цель: определение школьной зрелости, выявление задержки и отклонения в развитии.

3. Методика "Дорожки" (по А.А. Венгеру).

Цель: определение развития точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

4. "Мозаика" (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)

Цель: оценка зрительно–пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации.

5. Методика "Рисования простых узоров"

Цель: выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

6. Методика "Дорисуй узор"

Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

При выполнении методики "Домик" все дети допустили ошибки. Предлагалось срисовать домик с трубой, крылечком, забором. Результаты оценивались по 10-бальной системе. Эта система применялась при оценке всех тестов исследования.

10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.

9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.

8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.

7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.

6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.

4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.

3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.

2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.

1 балл – с заданием не справился.

У многих детей отсутствуют детали рисунка, в основном – штриховка и мелкие детали рисунка (дым, труба, ступеньки, окошки). Это Вика А. (3 балла), Миша Б. (4 балла). Встречается увеличение деталей рисунка, у большинства неправильно скопировано левая часть заборчика. Это отмечалось у Ивана У. (4 балла) и Вовы Л. (4 балла). Есть и увеличение деталей рисунка – Олег Н. (6 баллов), Сергей С. ( 7 баллов). Очень мелкие рисунки и неправильное положение на листе показали Аня Б. (6 баллов) и Женя Ч. (8 баллов). Это свидетельствует о том, что у детей с различными уровнями ОНР слабо развито произвольное внимание, пространственное восприятие, дети не могут работать с образцом, точно следовать ему, ориентироваться на образец в своей работе. Так же эта методика показывает нам, что у детей нарушена сенсомоторная координация и плохо развита мелкая моторика руки (График 1).

График 1. Сенсомоторная координация испытуемых

При выполнении монометрического теста дети показали положительный результат. С поставленной задачей хорошо справились Женя Ч. (7 баллов), Сергей С. (8 баллов), Олег Н. (7 баллов), Иван У. (6 баллов). Менее удачной оказалась попытка выполнить задание у Ани Б. (5 баллов), Вовы Л. (4 балла), Миши Б. (5 баллов). Эти дети справились с поставленной задачей после помощи экспериментатора. У Вики А. (2 балла) результат оценен как отрицательный, так как и со второй попытки она перерезала широкую линию два раза и вообще не следовала инструкции – не вырезала по кругу, а просто резала ножницами бумагу. Ножницы она держит уверенно, но не понимает стоящей перед ней задачи. На основании этого можно сделать вывод, что у ребенка нарушена координация движения руки и глаза.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Описание хода практической апробации методики преподавания курса "Методы педагогического исследования"
С 3 октября по 22 декабря 2003 года была проведена практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования" на занятиях со студентами (12 ...

Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников
Методика обучения письму существенно менялась в различные периоды развития. В 1968 г. была проведена перестройка в практике, целью которой было обеспечить быстрое овладение учащимися навыков письма, ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru