Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психофизическое развитие детей в онтогенезе

Страница 2

Но как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (девять - десять месяцев), активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности ребенка.

К данному возрастному этапу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства. Одни уже оформились и начинают модифицироваться, другие только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности, т.е. неодновременности созревания отдельных функциональных систем мозга. Например, зрительное восприятие совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить. Из этого следует, что гетерохрония нарастания скоростей проведения связана с усложнением двигательных функций. Схема "лицо - руки - ноги - руки" соответствует основным этапам моторного развития ребенка. А также нарастание скоростей предшествует формированию новой функции. В этом проявляется принцип опережающего обеспечения функции, который характерен для развивающейся нервной системы.

Теория функциональных систем рассматривает организм как сложную интегративную структуру, состоящую из множества функциональных систем, каждая из которых своей динамической деятельностью обеспечивает полезный для организма результат (П.К. Анохинын).

Любая целенаправленная деятельность животных и человека, с точки зрения функциональных систем, представляет собой завершающий этап деятельности. П.К. Анохин оценивал системогенез как избирательное созревание функциональных систем и отдельных составляющих их компонентов в онтогенезе. Наряду с ведущими генетическими и эмбриологическими аспектами созревания функциональных систем в пре- и постнатальном периодах развития системогенез включает в себя закономерности становления поведенческих функций. Весь процесс отражения внешнего мира живыми организмами, закрепленный в филогенезе наследственными факторами, находит свое выражение в развитии зародыша у млекопитающих. В эмбриональном периоде жизни происходит развитие именно тех функциональных систем, которые необходимы для осуществления жизненно важных функций новорожденного, приспосабливающих его к внешней среде .

Основным процессом, осуществляющим подбор функциональных систем для осуществления в новой (внешней) среде, является ускоренное (гетерохронное) и избирательное созревание центральных и периферических структур. Эти приспособительные реакции организма наследственно закрепляются в филогенезе и эмбриогенезе.

Такое разновременное созревание различных структур зародыша необходимо для концентрации питательных веществ и энергии в определенных системах в заданные возрастные сроки. Для человека характерно то, что его система может начать функционировать, не получив еще полного развития. Для ее формирования необходимы сигналы (раздражения), поступающие из внешней среды. Последовательность созревания отделов центральной нервной системы обусловлена генетически.

Спинной мозг начинает дифференцироваться раньше головного и независимо от него. Готовность нервной клетки к деятельности обусловлена накоплением питательных веществ и наличием миелиновой оболочки, формированием синапсов.

Первый этап. В первую половину внутриутробного развития у плода происходит созревание спинного мозга. Из наружного зародышевого листка - эктодермы - по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение - нервная трубка. Головной конец этой трубки развивается в головной мозг, остальная часть - в спинной мозг. О его готовности к деятельности сигнализируют первые шевеления плода, которые появляются к 20-й неделе беременности.

У недельного эмбриона - незначительное утолщение в фальном (ротовом) отделе нервной трубки. На третьей неделе образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний). На пятой неделе передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела. Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного мозга.

К третьему месяцу внутриутробного развития выделяются основные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К пятому месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой.

Постепенно движения плода становятся все более активными, что указывает на включение всего спинного мозга. В головном мозге по данным Б.Н. Клосовского наиболее ранним онтогенетическим рецептором является вестибулярный аппарат, обеспечивающий определенное положение плода. Вестибулярный аппарат развивается усиленными темпами и к 6-7 месяцам внутриутробного развития достигает определенной зрелости. Во вторую половину беременности у плода активно формируется головной мозг, особенно его задние отделы: ствол мозга и мозжечок, который тесно связан в функциональном отношении с вестибулярной системой. В стволе головного мозга, являющегося продолжением спинного мозга, заложены ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация, проводящие пути. Во вторую половину беременности заканчивается формирование головного мозга плода, он приобретает полные очертания.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Поведение учителя
Мой успех урока складывается также из уважения учащихся ко мне как к профессионалу и личности, поэтому внешний вид играет важную роль в педагогическом диалоге и контакте. Встреча с классом это ответс ...

Формы и методы социально-педагогической работы с родителями
Формы социально-педагогической работы – варианты организации взаимодействия социального педагога с клиентами, направленные на создание условий для позитивной активности детей и молодежи, решения соот ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru