В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как уже отмечалось, каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему определенную систему действий, поведения. Включение детей в социальные отношения осуществляется через овладение определенными социальными ролями.
Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.п.), другие – закреплены в обычаях и традициях, так называемых “неписаных” законах. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя – общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка “выполнить себя”, реализовать себя. Это дает основание сформулировать новый педагогический принцип – принцип самореализации ребенка в детской общественной организации.
Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними. Однако этого недостаточно, чтобы детская общественная организация была жизнеспособна. Необходимо обеспечить реализацию принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской общественной организации.
Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления. Но есть и отличительная особенность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма – взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
Успешность процесса социализации ребенка в детской организации во многом зависит от определения содержания деятельности детей. В течение всего периода существования пионерской организации предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности. Это нашло отражение в работах исследователей детского движения.
Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности создает условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.
Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.
Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах
Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисова ...
Сущность, содержание и составляющие процесса социализации личности
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддинс, который в 1887 в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - « ...