Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Понятие и типы культуры

Страница 1

«Культура» – термин с колоссальной емкостью смысла и содержания. Применительно к нашей проблематике культура понимается как направленность энергии и характер (качество) развития способностей индивидов и их общностей. Узловой же вопрос здесь – судьба культуры предпринимательства: ее истоки и факторы развития, основные исторические типы. Но прежде чем разбирать эти моменты, следует, очевидно, уточнить некоторые более общие представления о культуре вообще и ее экономической составляющей в частности.

Относительно понимания культуры как феномена человеческой жизни для нас важно учесть как минимум три существенных обстоятельства.

Во-первых, культура, будучи продуктом жизнедеятельности людей, представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный «генофонд» общества, обладающий различными механизмами трансляции (наследования) опыта, задающий индивидам и институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий и их способность к обучению, адаптации, следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти». В культуре, таким образом, спрессован опыт множества формировавших ее поколений по осознаю себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устройству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеалам. Это то, что Ф. Хайек обозначал явными и неявными «правилами» поведения, спонтанно возникающими в ходе эволюции общности и группирующимися в определенные культурные традиции («кодексы поведения»), закрепляемые различными социальными институтами.

Во-вторых, существование культуры, как и всякого идеального явления, проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные восприятия, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры. В этом смысле человеческую (в том числе экономическую) деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций (воплощение «кодекса поведения»). Причем формы и ценности собственно экономической культуры формируются как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его. Более того, непременная особенность всех деятельностей, из пересечения которых выстраиваются ряды исторических событий, - энергия, питающая и озарение мысли, и силу стремлений, прочность союзов и решительность действий. Энергия живого вещества (по В.И.Вернадскому) - живущих веществ - есть предпосылка и двигатель экономических подъемов, равновесия рынков, конкуренции и структурных перестроек. Чем выше энергетический потенциал общностей (который, видимо, зависит не только от социоэкономических, но и от биосферных, космических факторов), чем свободнее он может выразить, чем сильнее он направлен на созидательные цели, очевидно, выше вероятность жизненного успеха этих общностей, тем плодотворнее их культура.

В-третьих, развитие культуры, смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных «кодексов поведения» происходит по принципу естественного отбора. Выживают те культурные традиции, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности, не прошедшие эволюционный фильтр, отсеиваются. Однако, помимо естественного отбора и естественной конкуренции, спонтанно возникающих образов жизни, истории известны попытки целенаправленного формирования «кодексов поведения» в рамках как сравнительно небольших общностей, так и целых стран. Причем на одном полюсе здесь стоит целенаправленная активность лиц и групп по институционализации сложившейся в жизни практики, на другом – сознательное конструирование новой ценностной среды, «выращивание» нового типа личности, по существу вторжение в «святая святых» естественно-исторического хода вещей, в центре находится сознательная деятельность по рефлексии, оценке и укреплению того или иного уже зародившегося и выжившего культурного феномена. Очевидно, подавление органического процесса извне или изнутри общности ведет вообще к разрушению культуры, нередко к ее гибели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Речь как фактор развития младшего школьника
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предше ...

Характеристика современных шрифтов прописей
Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru