В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Обучение иностранному языку имеет личностно-ориентированную направленность. Осуществление этого принципа означает учет реальных коммуникативно-деятельных потребностей учащегося. В этой связи улучшение практического владения учащимися языковыми знаниями, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности во многом зависит от грамматически правильной оформленности высказываний. А грамматически правильная речь обусловлена тем, что говорящий владеет особого рода навыками – автоматизированными компонентами речевой деятельности. Достижение такого уровня говорения на иностранном языке (ИЯ) зависит от наличия адекватной системы преодоления основных трудностей в овладении учащимися грамматическим строем изучаемого неродного языка на основе учета принципов индивидуализации и дифференциации в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.
Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как сегодня школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь этого, класс лучше разделить на группы (сильные, средние, слабые) с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.
Дифференцированный подход к обучению дает положительные результаты:
– уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, что в 1-й класс поступают более 50% детей с отклонениями от нормы в психологическом развитии);
– решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
– становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан на сегодня теоретически, но многие практические вопросы остаются открытыми, нерешенными, а именно:
– как организовать индивидуальные особенности учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
– как организовать при этом постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;
– как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
– исходя из каких критериев отбирать учебный материал для группы и как предъявлять его (при условии, когда в учебнике дифференцированных заданий нет).
Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью практических вопросов организации процесса обучения иноязычной речи в условиях многоязычной дагестанской общеобразовательной школы с учетом индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых.
Это и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования, а именно: «Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7-м классе средней общеобразовательной школы».
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных речевых навыков с учетом индивидуализации и дифференциации личностных качеств (свойств) обучаемых.
Предметом исследования является технология дифференциации и индивидуализации как эффективное средство обучения иностранному языку на личностно-ориентированной основе.
Целью работы является теоретическая и практическая разработка вопросов индивидуализации и дифференциации в обучении иностранному (английскому) языку в условиях общеобразовательной школы, разработка адекватной системы упражнений и создание на этой основе соответствующих рекомендаций для учителя дагестанской многоязычной школы в ракурсе рассматриваемой проблемы.
Гипотезу исследования составил исходный тезис о том, что эффективность формирования иноязычных речевых навыков будет более реальной при условии, если процесс обучения ИЯ будет проходить на личностно-ориентированной основе с дифференциацией и индивидуализацией качественных характеристик и личностных свойств обучаемых. Для достижения намеченной цели представлялось необходимым решение следующих задач исследования:
Проанализировать современные подходы к воспитанию школьников.
Уточнить содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» в условиях многоязычия.
Раскрыть сущность понятий «индивидуализация и дифференциация», проанализировав существующую литературу по данной теме, выявить некоторые неиспользованные резервы технологических приемов предложенной методики обучения иноязычному общению.
Проверить эффективность разработанной технологии на уроках иностранного языка в 7-х классах общеобразовательной средней дагестанской школы.
Разработать специальную систему упражнений (коммуникативной направленности) с учетом индивидуальных свойств (особенностей) и личностных характеристик учащихся.
Экспериментально проверить целесообразность и эффективность разработанной методики путем проведения экспериментальных мероприятий разведовательного и обучающего характера.
Разработать методические рекомендации на основе проведенного исследования, рассчитанные на национальную школу с билингвальным составом учащихся.
Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:
Изучение и анализ лингвистической, методической и психологической литературы по теме исследования.
Анализ действующих программ и учебников английского языка в аспекте проблемы исследования.
Изучение педагогических предпосылок индивидуализации и дифференциации в процессе обучения иностранным языкам.
Педагогический эксперимент: а) констатирующий (в виде разведовательных мероприятий); б) обучающий (в виде апробирования собственной методической системы).
Статистический метод, т.е. количественный и качественный анализ экспериментальных материалов.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии в трактовке о том, что индивидуальность как система включает свойства человека в трех аспектах его жизнедеятельности: как индивида, как субъекта и как личности; научно-теоретические труды по языкознанию, по теории иноязычной речевой деятельности, социолингвистике и лингводидактике, психолингвистике и методике обучения иностранным языкам; основополагающие программные государственные документы национально-языкового образования на современном этапе развития Российской Федерации и Республики Дагестан.
Научная новизна исследования состоит в уточнении сущности дифференциации и индивидуализации как понятий в обучении иностранным языкам в соответствии с современной стратегией личностно-ориентированного обучения. Разработаны практические приемы для создания специальной системы упражнений в целях дифференциации и индивидуализации процесса обучения на уроках иностранного языка.
Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней:
– определены основные направления дифференцированного и индивидуализированного обучения на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения общеобразовательной школы;
– дан анализ зарубежного и отечественного опыта использования метода индивидуализации и дифференциации на основе личностно-ориентированного подхода в школьных условиях;
– определена последовательность методико-технологических приемов в процессе обучения по разработанной схеме.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты будут востребованы для внедрения в практику обучения английскому языку в дагестанских общеобразовательных школах с полилингвистическим составом учащихся, они могут быть использованы для разработки методики в аспекте дифференциации и индивидуализации обучения на уроках не только иностранного языка, а также при обучении другим дисциплинам в школьных условиях.
Апробация работы. Изложенные в дипломной работе научные положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 7-х классах школы-лицея №5 г. Махачкалы в период двух педагогических практик за 2009-2010 годы, подробности которой изложены в разделе «Об итогах экспериментальной проверки».
Результаты исследования могут быть использованы также при обучении иностранным языкам в инновационных образовательных учреждениях РД. Автор счел необходимым исходить в исследовании разрабатываемой проблемы из общей предпосылки теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях средней школы, согласно которой в I-ой главе рассмотрены психолого-педагогические основы трактуемой проблемы, сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, анализ практики обучения ИЯ учащихся 7-х классов.
Вторая глава дипломной работы посвящена методике обучения ИЯ в аспекте индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых, где рассмотрены проблемы технологии индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, представлена система индивидуализированных упражнений для среднего этапа обучения.
Далее освещаются вопросы по рассмотрению итогов экспериментальной проверки эффективности методики индивидуализированного обучения в 7-х классах средней школы. В данном разделе излагаются задачи экспериментального поиска, дается подробное описание проведенным мероприятиям.
Работа завершена заключением автора и приведенным списком использованных литературных источников.
Исследование уровня развития логического мышления
Цель: Выявить уровень развития логического мышления у старших дошкольников. Задачи: Провести диагностику с детьми старшего дошкольного возраста. Определить уровень развития логического мышления у ста ...
Методики обследования лексического строя речи
В ходе общего развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: формируется грамматический строй и происходит накопление его словарного запаса. В процессе общего и речевого развити ...