Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы

Педагогика и воспитание » Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы

Обучение иностранному языку имеет личностно-ориентированную направленность. Осуществление этого принципа означает учет реальных коммуникативно-деятельных потребностей учащегося. В этой связи улучшение практического владения учащимися языковыми знаниями, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности во многом зависит от грамматически правильной оформленности высказываний. А грамматически правильная речь обусловлена тем, что говорящий владеет особого рода навыками – автоматизированными компонентами речевой деятельности. Достижение такого уровня говорения на иностранном языке (ИЯ) зависит от наличия адекватной системы преодоления основных трудностей в овладении учащимися грамматическим строем изучаемого неродного языка на основе учета принципов индивидуализации и дифференциации в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как сегодня школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь этого, класс лучше разделить на группы (сильные, средние, слабые) с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Дифференцированный подход к обучению дает положительные результаты:

– уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, что в 1-й класс поступают более 50% детей с отклонениями от нормы в психологическом развитии);

– решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

– становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан на сегодня теоретически, но многие практические вопросы остаются открытыми, нерешенными, а именно:

– как организовать индивидуальные особенности учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

– как организовать при этом постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

– как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

– исходя из каких критериев отбирать учебный материал для группы и как предъявлять его (при условии, когда в учебнике дифференцированных заданий нет).

Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью практических вопросов организации процесса обучения иноязычной речи в условиях многоязычной дагестанской общеобразовательной школы с учетом индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых.

Это и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования, а именно: «Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7-м классе средней общеобразовательной школы».

Объектом исследования является процесс формирования иноязычных речевых навыков с учетом индивидуализации и дифференциации личностных качеств (свойств) обучаемых.

Предметом исследования является технология дифференциации и индивидуализации как эффективное средство обучения иностранному языку на личностно-ориентированной основе.

Целью работы является теоретическая и практическая разработка вопросов индивидуализации и дифференциации в обучении иностранному (английскому) языку в условиях общеобразовательной школы, разработка адекватной системы упражнений и создание на этой основе соответствующих рекомендаций для учителя дагестанской многоязычной школы в ракурсе рассматриваемой проблемы.

Гипотезу исследования составил исходный тезис о том, что эффективность формирования иноязычных речевых навыков будет более реальной при условии, если процесс обучения ИЯ будет проходить на личностно-ориентированной основе с дифференциацией и индивидуализацией качественных характеристик и личностных свойств обучаемых. Для достижения намеченной цели представлялось необходимым решение следующих задач исследования:

Проанализировать современные подходы к воспитанию школьников.

Уточнить содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» в условиях многоязычия.

Раскрыть сущность понятий «индивидуализация и дифференциация», проанализировав существующую литературу по данной теме, выявить некоторые неиспользованные резервы технологических приемов предложенной методики обучения иноязычному общению.

Проверить эффективность разработанной технологии на уроках иностранного языка в 7-х классах общеобразовательной средней дагестанской школы.

Разработать специальную систему упражнений (коммуникативной направленности) с учетом индивидуальных свойств (особенностей) и личностных характеристик учащихся.

Экспериментально проверить целесообразность и эффективность разработанной методики путем проведения экспериментальных мероприятий разведовательного и обучающего характера.

Разработать методические рекомендации на основе проведенного исследования, рассчитанные на национальную школу с билингвальным составом учащихся.

Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

Изучение и анализ лингвистической, методической и психологической литературы по теме исследования.

Анализ действующих программ и учебников английского языка в аспекте проблемы исследования.

Изучение педагогических предпосылок индивидуализации и дифференциации в процессе обучения иностранным языкам.

Педагогический эксперимент: а) констатирующий (в виде разведовательных мероприятий); б) обучающий (в виде апробирования собственной методической системы).

Статистический метод, т.е. количественный и качественный анализ экспериментальных материалов.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии в трактовке о том, что индивидуальность как система включает свойства человека в трех аспектах его жизнедеятельности: как индивида, как субъекта и как личности; научно-теоретические труды по языкознанию, по теории иноязычной речевой деятельности, социолингвистике и лингводидактике, психолингвистике и методике обучения иностранным языкам; основополагающие программные государственные документы национально-языкового образования на современном этапе развития Российской Федерации и Республики Дагестан.

Научная новизна исследования состоит в уточнении сущности дифференциации и индивидуализации как понятий в обучении иностранным языкам в соответствии с современной стратегией личностно-ориентированного обучения. Разработаны практические приемы для создания специальной системы упражнений в целях дифференциации и индивидуализации процесса обучения на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней:

– определены основные направления дифференцированного и индивидуализированного обучения на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения общеобразовательной школы;

– дан анализ зарубежного и отечественного опыта использования метода индивидуализации и дифференциации на основе личностно-ориентированного подхода в школьных условиях;

– определена последовательность методико-технологических приемов в процессе обучения по разработанной схеме.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты будут востребованы для внедрения в практику обучения английскому языку в дагестанских общеобразовательных школах с полилингвистическим составом учащихся, они могут быть использованы для разработки методики в аспекте дифференциации и индивидуализации обучения на уроках не только иностранного языка, а также при обучении другим дисциплинам в школьных условиях.

Апробация работы. Изложенные в дипломной работе научные положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 7-х классах школы-лицея №5 г. Махачкалы в период двух педагогических практик за 2009-2010 годы, подробности которой изложены в разделе «Об итогах экспериментальной проверки».

Результаты исследования могут быть использованы также при обучении иностранным языкам в инновационных образовательных учреждениях РД. Автор счел необходимым исходить в исследовании разрабатываемой проблемы из общей предпосылки теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях средней школы, согласно которой в I-ой главе рассмотрены психолого-педагогические основы трактуемой проблемы, сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, анализ практики обучения ИЯ учащихся 7-х классов.

Вторая глава дипломной работы посвящена методике обучения ИЯ в аспекте индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых, где рассмотрены проблемы технологии индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, представлена система индивидуализированных упражнений для среднего этапа обучения.

Далее освещаются вопросы по рассмотрению итогов экспериментальной проверки эффективности методики индивидуализированного обучения в 7-х классах средней школы. В данном разделе излагаются задачи экспериментального поиска, дается подробное описание проведенным мероприятиям.

Работа завершена заключением автора и приведенным списком использованных литературных источников.

Нюансы образования:

Дидактические принципы обучения
В преподавании математического материала учителю помогает дидактика. Дидактика (греч. слово, означающее - поучающий) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дид ...

Основы используемого метода исследования
Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приоб ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru