Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Педагогика и воспитание » Особенности нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Актуальность выбранной темы заключается в том, что отклонения в овладении письмом встречаются не только у детей, которые неправильно произносят звуки, но и у детей, у которых правильное произношение. Это дало основание многим авторам рассматривать нарушения письма как самостоятельное нарушение, не связанное с развитием устной речи, а в тех случаях, когда наряду с нарушениями письма имеются и недостатки произношения, – как два самостоятельных нарушения, не зависящие и не обусловливающие друг друга (дисграфия и косноязычие).

В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка.

Р.Е. Левина отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. При этом у учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.

Распространенность специфических ошибок связывалась с глубиной нарушения фонематического слуха и восприятия. Основываясь на этом, к преодолению недостатков письма подходили с позиций формирования взаимодействия различных сторон речи, которое в ходе коррекционной работы должно осуществляться в процессе развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка.

Современная логопедия к преодолению нарушений письма строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности.

Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина). В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.

Нарушения речи у школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие, эффективность его обучения.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенности их коррекции у школьников.

Проблема исследования: изучены ли в логопедической литературе особенности нарушений письма у младших школьников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: Особенности нарушений письма у младших школьников с ФФНР

Цель: теоретически изучить особенности нарушений письма у младших школьников с ФФНР

Задачи:

1. Определить основные понятия исследования (речь, развитие речи у младших школьников, ФФН, дисграфия и т.д.).

2. Исследовать закономерности развития речи младших школьников

3. Изучить особенности нарушений письменной речи у младших школьников с ФФН

Объект исследования: письменная речь младших школьников.

Предмет исследования: особенности письменной речи младших школьников с ФФН.

Гипотеза: мы предполагаем, что нарушение письма у младших школьников с ФФН проявляется:

в отсутствии анализа звуковой структуры слова

в отсутствии проговаривания слов

в соотнесении выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть от дифференцирована от всех других, особенно от сходных графически.

в отсутствии воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Методы исследования:

Анализ специальной литературы (психологической, логопедической, лингвистической и др.)

Синтез

Моделирование

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. В введении описаны: актуальность, цель, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В 1 главе рассмотрены речь и закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Во 2 – ой главе мы рассматриваем особенности речи младших школьников с ФФН и формы дисграфии, встречающиеся у детей с ФФН.

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru