В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным.
Если раньше безусловными ориентирами образования были: формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам, то теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность.
Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал организации, который включает в себя инновационный потенциал каждого педагога.
Поскольку именно педагоги – основной потенциальный ресурс модернизации школьной жизни, они же могут стать и основным препятствием её осуществления.
Практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать, а зачастую и нежеланием нового, отсутствием мотивации (готовности) к инновациям. Как известно, успех инноваций во многом определяется способностью членов педагогического коллектива к творческой, поисковой деятельности. Особое значение имеет уровень развития у них таких видов мотивации, как мотивация самоусовершенствования (самоактуализации) личности, мотивация достижения, направленность личности на дело.
В связи с этим актуальным является исследование мотивации (готовности) членов педагогического коллектива к инновациям.
Объект исследования: мотивация (готовность) педагогического коллектива к инновациям.
Предмет: уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Цель: выявить уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Задачи:
рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме инновационной деятельности в образовательном учреждении;
выявить различные подходы к проблеме мотивации (готовности) педагогов к инновационной деятельности;
исследовать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень готовности педагогов к инновационной деятельности недостаточно высок.
Научная новизна исследования: Полученные результаты исследования позволят разработать программу повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования: Изучение мотивации (готовности) педагогического коллектива к инновационной деятельности будет способствовать принятию оптимальных управленческих решений при внедрении инноваций.
Теоретическая база исследования. В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений в образовании отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ Юшкозерская школа. В исследовании принимали участие педагоги школы – 15 человек. Исследование проводилось в мае 2009 года.
Методы исследования:
анализ литературы;
анкетирование;
самоактуализационный тест;
методика исследование мотивации достижения;
ориентационная анкета.
Применение элементов развивающего обучения при
обучении аудированию в средних классах
Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 31, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 74. В школе обучаются 940 учащихся. Работают 69 педагогов из них: - Высшей квалификационной ...
Формы организации обучения с использованием активных методов
в профессиональной школе
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллекти ...