Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

Педагогика и воспитание » Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины

Семилетний ребенок, еще не поступивший в школу, находится, как правило в подготовительной группе ДОУ, он уже постепенно покидает старший дошкольный возраст, готовясь вступить в новый мир младшего школьного возраста. Этот период развития ребенка - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов неживой природы, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Это особенно важно на этапе подготовке к школе. Известно высказывание Л.С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

К концу старшего дошкольного возраста, на этапе подготовки ребенка к поступлению в первый класс, заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Актуальность нашей работы определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей с песком и глиной, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четкой системы обучения дошкольников доступным для данного возраста предметам неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом нашего исследования является процесс применения различных методик для формирования у детей комплекса знаний о свойствах песка и глины, о способах работы сними.

Предмет исследования - формирование у дошкольников подготовительной группы представлений о предметах неживой природы.

Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей подготовительной группы дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах песка и глины.

Гипотеза исследования: применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка и глины возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и эспериметирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Объект, предмет, цель и гипотеза определяют задачи:

Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики старших дошкольников семилетнего возраста.

Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.

Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств песка и глины.

Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.

Методологической основой исследования в нашей работе являются положения философии о развитии, всеобщей связи, взаимообусловленности явлений, предметов действительности, об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности, учение о единстве человека, природы и общества, о непреходящей самоценности всего живого (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Т. Фролов, А.Л. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Щвейцер и др.).

Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о роли деятельности в ее становлении, о возможности и необходимости формирования системных знаний, ценностных ориентации, концепции построения предметно-развивающей среды, зависимости существования любого организма от среды обитания.

Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы; педагогический эксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; обработка результатов эксперимента.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в нашей работе, может быть использован во всех для практической работы с детьми старшего школьного возраста в ДОУ. Также материал данной работы поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с предметами неживой природы.

Нюансы образования:

Целесообразность и необходимость выбора методов исследования
«Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях»,- так считал классик педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский. Начиная или продолжая работу ...

Идеалы и цели воспитания – результат глубокого анализа потребностей общества, всех его сословий, классов
Цели воспитания определяются, по Каптереву, социальным идеалом, который «задается» обществом, национальными традициями, религиозными ценностями. Формирующийся индивид стремится соответствовать ожидан ...

Категории
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru