В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4) Экспериментально проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Саранска. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 24 человек.
Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 58 наименований, приложений. Работа включает таблицы (4), диаграммы (2). Общий объем работы 68 страниц компьютерного текста.
Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и
психологии
Чтобы разобраться в поликультурном воспитании, необходимо рассмотреть его основные понятия. Полного согласия в определениях понятий: культура, воспитание, поликультурность и т.д. – ожидать нельзя, т. ...
Содержание музыкальной культуры личности
Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную о ...