Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Педагогика и воспитание » Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки » Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 3

В 80- 90-е гг. ХХ века продолжили изучение проблемы нравственного воспитания Т.И. Ерофеева, Г.И. Григоренко, Е.В. Шишлова, И.М. Княжева, Г.Н. Гришина, О.В. Артамонова, А.Ш. Шахманова, Е.С. Бабунова и др. Каждая разрабатываемая тема имела несколько направлений. Так, например, проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л.А Пеньевская, А.М. Виноградова); отдельно исследовались средства воспитания гуманных чувств и отношений: художественная литература (А. М. Виноградова, Л.П. Стрелкова), изобразительное искусство (Л.В. Компанцева), роль разных видов деятельности, таких, как игра (Р.И. Жуковская, Л. Лидак), труд (В.Г. Нечаева, Р.С. Буре), художественная деятельность (Г.Н. Пантелеев). Воспитание коллективизма включало в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова), ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева), с помощью художественных произведений (Л.А. Таллер). Патриотическому и интернациональному воспитанию детей дошкольного возраста также уделялось значительное внимание (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, Ф.С. Левина - Щирина, Э.К. Суслова). Трудолюбие и отношение детей к труду изучалось по таким направлениям: содержание труда, овладение трудом как деятельностью (В.Г. Нечаева, Я.3. Неверович, И. Лаунер), виды и формы организации труда (3.Н. Борисова, Г.Н. Година, Р.С. Буре, А.Д. Шатова), воспитание в труде нравственных качеств личности (Д.В. Сергеева, Г.Н. Година).

В конце 80 - 90-х гг. ХХ века концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план выдвигается приобщение детей к национальному искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Трудовое воспитание уступает место экономическому, больше внимания уделяется личностному, индивидуальному развитию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма.

Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции.

Что примечательно: проблему формирование нравственных ценностных ориентаций исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени – с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи 19 – 20 столетия различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становление личности и её смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребёнка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно.

Только опираясь на природные задатки и возможности, «натуральные формы психики» (Л.С. Выготский), а также на индивидуальный субъективный опыт, взрослый может развить систему потребностей, а, следовательно, и ценностные ориентации ребенка. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования народных форм психики - знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально - чувственно осознать нравственных норм и ценности. Так, минуя рассудок (сознание), на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребёнка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.

Страницы: 1 2 3 

Нюансы образования:

Особенности речи детей с ФФН
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей ...

Социокультурный компонент содержания обучения иностранным языкам в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка: понятие и сущность
Задачей данного параграфа является обзор динамики развития социокультурного подхода в обучении иностранным языкам. Как уже отмечалось на смену, а точнее в дополнение лингвострановедческому подходу в ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru