Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Педагогика и воспитание » Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки » Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Большое место в исследовании Г.Н. Годиной занимает изучение процесса формирования самостоятельности у малышей, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Самостоятельность определяется ею как некоторая независимость ребенка от взрослого, способность ставить перед собой цель и достигать ее известными ему способами.

Проявляя самостоятельность, дети освобождаются от опеки взрослого, начинают вступать в отношения со сверстниками, усваивают нормы общения с ними, что приводит к развертыванию сферы взаимоотношений.

В исследованиях раскрываются и методические стороны педагогического руководства, направленного на решение воспитательных задач.

Так, Г.Н. Година подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, про являть заботливость и по отношению к близким.

Р.С. Буре рассматривает значение дежурств, которые ставят детей в условия ответственности перед группой и педагогом за своевременное и качественное выполнение своих обязанностей. Автор показывает различия в объединениях детей при организации общих поручений и дежурств: в тех случаях, когда задание предлагается как общее для двух или нескольких детей, возникает необходимость, совместных решений, взаимодействий, что создает возможности для формирования взаимоотношений. Особую роль в воспитании автор отводит организации коллективной деятельности всей группы, в которой дети приобретают опыт работы "звеном", самостоятельно решая все вопросы, связанные с ее организацией, распределением работы и получением результата, качество которого зависит от усилий каждого участника. Именно в таком труде ребенок начинает чувствовать свою ответственность за общий результат, осознает себя участником общего дела.

Если в представленных выше исследованиях анализировалась деятельность, организуемая воспитателем, то работа Р.С. Буре и Л.Ф. Островской (1972) обращает внимание на самостоятельную деятельность детей, организуемую ими в повседневной жизни по интересам, создающую возможности для формирования эмоциональной и волевой действенно-практической сферы личности ребенка, приобретения им опыта жизни среди сверстников. Значительный интерес представляет взгляд авторов на общую гуманистическую направленность педагога в его воздействиях на детей и необходимость выбора им наиболее адекватной позиции во взаимодействии с ними в складывающихся ситуациях: позиция обучающего, партнера или отстраненного наблюдателя. Однако, как подчеркивают авторы, смена позиции не есть смена его роли как руководителя детьми: в любой позиции воспитатель должен находиться "на вершине педагогического руководства" непрерывным педагогическим процессом. В этой работе фактически представлено описание модели личностно ориентированного стиля руководства. Такой подход позже был теоретически обоснован в концепции дошкольного воспитания, нашел отражение в ряде исследовательских работ (В.Р. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина и др.), а также в авторских программах ("Истоки", "Радуга", "Детский сад - дом радости" и др.).

Большое место в исследованиях 70-х годов занимает изучение проблемы воспитания у детей доброжелательных взаимоотношений, отражающих внимание их к интересам друг друга, поддержку устремлений, а также возможностей для реализации своих потребностей.

Наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается сюжетно-ролевой игре Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. выдвигается вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их формирование коллективистических качеств дошкольника.

Р.И. Жуковская (1972) рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание детей сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения и нравственные чувства.

В.Г. Нечаева (1972) показывает, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор продолжает линию исследований, в которых изучалась роль правил в воспитании дошкольников (см. Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Л.В. Артемова). Автор вскрывает глубинную связь правил с воспитанием: он доказывает, что знание правил не обеспечивает нравственного поведения, нередко такое знание вызывает у ребенка чувство превосходства над другими детьми и используется им при обращении с жалобой к воспитателю, что вызывает чувство ущемлённости, озлобления или тревоги по отношению к "жалобщику".

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Принципы воспитания
белорусский воспитание педагогика Входе культурно-исторического развития в белорусской народной педагогике сложилась совокупность принципов, которыми определялись общее направление воспитательной дея ...

Возможности, предоставляемые сетью Интернет
Возможности использования Интернет ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: с ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru