Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Неуспевающий ребенок как психолого-педагогическая проблема » Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Страница 9

Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем такой человек отличается от праворукого, но известно, что леворукость – результат особой организации мозга – определяет не только ведущую руки, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения, письма). Безусловно, нельзя считать леворукость патологией, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей.

В июне 1985 года состоялся первый всесоюзный семинар «Охрана здоровья леворуких детей», на котором были приняты следующие решения:

отказаться от переучивания леворуких детей;

разработать методические рекомендации по УР левшей;

обязать медицинских работников педагогических учреждений выявлять леворукость при диспансеризации детей с внесением данных об этом в амбулаторные карты.

Если леворукий ребенок был переучен в дошкольном возрасте, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти 1 класса.

К счастью сейчас все реже встречаются родители и учителя, переучивающие левшей, но проблема обучения леворукого ребенка (определение методики обучения письму, посадки, положения тетради; работа ребенка на уроках труда и в школьных мастерских, подбор специальных инструментов) до сих пор остается нерешенной.

Существуют общепринятые правила общения леворуких детей. При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с те6м же наклоном, что и праворукие. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов должна быть более легкая, сверху вниз, слева направо, а более легкие соединения в виде «петелек».

У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечается зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, пример, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма. При письме, рисовании, чтении всеет должен попадать с правой стороны.

Общая тактика поведения учителя и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе.

Астенический синдром

Как было уже сказано выше, одной из возможных причин школьной неуспеваемости является физическое здоровье ребенка. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди, все чаще встречается у детей.

Часто болеющий ребенок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен.

Однако, общая ослабленность организма может быть и врожденной. К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7 году жизни, т.к. период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма.

Особенно высока вероятность такого совпадения у детей с задержанным развитием, уровень их биологического развития часто не совпадает с календарным. Изменения, которые при своевременном развитии приходится на старший дошкольный возраст, у них происходя уже за школьной партой. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, еще сильнее снижается устойчивость к учебной нагрузке и различным заболеваниям.

Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью этих детей и к сниженной работоспособностью, но и инфантильными особенностями психики, которые отличаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослого.

Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказывается для них непосильными. Стандартная нагрузка оказывается чрезмерной: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. Накапливающееся утомление отсутствие своевременного отдыха (они успевают устать, истощаются задолго до наступления перерыва между уроками и не успевают отдохнуть за перемену) приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомляемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru