Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Неуспевающий ребенок как психолого-педагогическая проблема » Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Страница 17

Таким образом, определение степени готовности – одна из мер предупреждения неуспеваемости. Это сигнал для учителя, родителей и специалистов о том, что ребенок требует дополнительного внимания к себе как к ученику, в таком случае необходим индивидуальный подход, поиск эффективных средств и методов обучения, учитывающих по его особенности и возможности.

Большинство отечественных и зарубежных специалистов рекомендуют проводить медико-психолого-педагогическое обследование примерно за полгода - год до поступления в школу. Результаты подобного обследования помогут не только определить уровень готовности ребенка к школе, но и провести при необходимости специальный комплекс развивающих и коррекционных мероприятий. А родители могут получить необходимые рекомендации по улучшению состояния здоровья ребенка и устранению недостатков воспитания.

Много ли в школе фактически «неготовых» детей? По данным статистики, проведенным М.М. Безруких число таких детей колеблется от возраста 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. В возрасте 5 - 5,5 лет около 80% детей не готовы к интеллектуальному школьному обучению. В 6 лет их уже 51%, в 6,5 лет 32%. А к 7 годам число «неготовых» к школе детей снижается до 13%.

Одарённость

Еще одна группа учеников, зачастую доставляющая дополнительные хлопоты учителям, - одаренные дети. В последние десятилетия одной из проблем, вызывающих тревогу, как у педагогов, психологов, так и у родителей, является проблема снижения интереса к обучению, а как следствие - показателей интеллектуального развития одаренных детей, начинающих учиться в школе. По данным А.М. Матюшкина, около 30% американских учащихся, отчисленных из школ за неуспеваемость, составляют дети одаренные и сверходаренные. Согласно данным по нашей стране, довольно частые конфликты с учителями у высокоинтеллектуальных школьников сопровождаются негативными эмоциями последних как в адрес самого учителя, так и в адрес школы и даже преподаваемой дисциплины.

Безусловно, одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов.

Учителя часто не считают такого ученика нуждающимся в индивидуальном подходе и помощи. Считается, что если ребенок успешно осваивает предметы программы, то ему должна быть присуща высокая школьная мотивация. Однако, практика показывает, что одаренный ребенок может быть по тем или иным причинам негативно настроении к школе, что, несомненно, сказывается на успеваемости его дальнейшего обучения.

Очень часто родители одаренного ребенка обращаются к психологу с вопросом, можно ли отдать ребенка в школу раньше обычного. Они объясняют, что их сын или дочь заметно опережают товарищей по группе в детском саду и пора ему заняться чем-либо более сложным. В силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто занимаются лишь своими любимыми делами и изолированы от сверстников. Им необходимо развитие навыков общения, сотрудничества, они должны научиться дружить, жить в коллективе. Способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что ребенок должен идти в школу.

По мере того, как одаренный ребенок в следующие классы начальной школы, родители часто слышат его жалобы на то, что ему скучно на уроках. При этом ребенок может учиться только на «5», а может и не быть самым сильным учеником в классе.

Многое в судьбе одаренного ребенка будет зависеть от особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения. Одаренные дети нуждаются в специальных программах и специально подготовленных учителях.

Однако не у всех детей одаренность выдерживает испытание временем и ходом возрастного развития. Б.М. Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность проявляется гораздо раннее: в устойчивых интересах и склонностях, в успешности выполнения разных видов деятельности, в личности усвоения разных предметов.

Одаренный ребенок, не просто абстрактный носитель талантов, а прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками. Школа должна способствовать как умственному, так и личностному развитию одаренного ученика. Именно спокойное и конструктивное отношение к таланту, нестандартности такого ребенка позволит ему почувствовать себя не «белой вороной» среди других одноклассников, а учеником, которому всегда помогут и которому будет интересно в школе.

Эмоциональное выгорание учителя

Некоторые социально-педагогические причины неуспеваемости связаны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками учителей.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм. К напряженными ситуациям в работе педагога можно отнести следующее: взаимодействие с учащимися на уроке, при котором возникают различные проявления нарушения дисциплины со стороны учащихся, конфликтные ситуации; сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; конфликтные ситуации с родителями тех или иных учеников вследствие разных оценок одного и того же ребенка, отсутствие внимания к ребенку в семье.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Нюансы образования:

Место игровой деятельности в педагогическом процессе. История развития игровой деятельности
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Анализ обучения аудированию в средней школе
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с ...

Категории
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru