Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сравнительный анализ уроков по русскому языку

Страница 2

Требования к проведению дидактических игр:

— игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

— игра должна быть построена на интересе;

— обязателен элемент соревновательности между участниками игры.

Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

В нашем следующем примере урока русского языка лежит в основном применение технологии УДЕ. Но и в этом уроке были применены игровые ситуации и игры-упражнения.

Они занимают обычно 10—15 минут и направлены на усовершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломкн, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Опыт работы по обучению детей с помощью технологии УДЕ (укрупненные дидактические единицы) позволил подойти с этих же позиций к проблеме обучения русскому языку. Такой подход создает условия для реализации следующих идей:

1) развитие системного мышления;

2) развитие творческого воображения;

3) активизация и расширение словарного запаса;

4) воспитание познавательного интереса.

В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:

а) совместное и одновременное изучение родственных разделов программы, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;

б)взаимообратные задания (прямые и обратные);

в) представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);

г) интегрирование знаний;

д) восстановление деформированных упражнений;

е) матричные задания.

Укрупнение дидактических единиц достигается особым структурированием учебного материала, а также структурой уроков.

Увеличение объема изучаемого материала, объединение его в крупные блоки создают резерв времени. Например, тема «Безударная гласная в корне слова» изучается блоком в I классе: «ударение — форма слова — части речи родственные слова и их образование — выделение корня по значению — разбор по составу — проверка безударной гласной в корне существительных проверка безударной гласной в корне прилагательных — проверка безударной гласной в корне глаголов». Во II и в III классах эта тема закрепляется, повторяется, навыки доводятся до автоматизма.

Одним из средств укрупнения знаний учащихся служит матричная система фиксации учебной информации. Хорошей таблицей, позволяющей наглядно показать подаваемый материал, является матрица. Матрица — это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система Менделеева. Например, при изучении темы «Члены предложения» в III классе может быть использована следующая матрица:

Таблица 1. Члены предложения

Признаки сравнения / / Члены предложения

Главный или второстепенный член

Отвечает на вопросы

Какой частью речи является

Подчеркивается

подлежащее

главный

Кто? Что?

существительным,

местоимением

 

сказуемое

главный

Что делать?

глаголом

 

дополнение

второстепенный

Вопросы косвенных падежей

существительным, местоимением

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

определение

второстепенный

Какой? Чей?

прилагательным, местоимением

????????~~~~~~~~~~~~~~

обстоятельство

второстепенный

Как? Когда? Где? Куда?

наресием, существительным с предлогом

_._._._._._._._._._._

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Уровни развития познавательного интереса
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит ...

Содержание и организация физического воспитания
Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков. Организация его целиком и п ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru