Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методики обследования лексического строя речи

Педагогика и воспитание » Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР » Методики обследования лексического строя речи

Страница 2

1. Называние предметов, действий, качеств по специально одобранным картинкам.

Это приём позволяет выяснить, соотносит ли ребёнок предметное изображение со словом.

Подбирается 50-60 картинок с изображениями частотных и редкоупотребляемых предметов, действий и качеств. Также используются картинки с изображениями целого предмета и его частей, предметов, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью. Картинный материал подбирается по тематическому или ситуативному признаку.

Предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован (о) на картинке?», «Что делает ?» и т.д.

Более сложный вариант этого приёма – продолжение ряда слов, начатого взрослым.

2. Называние предмета по его описанию. Ребёнку предлагается инструкция: «Кто это: маленькая, серенькая, боится кошек, пищит…» или «Как называется место, где продаются продукты?».

3. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов. Позволяет выяснить понимание слов, с абстрактным значением.

4. Называние обобщённых слов.

5. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности:

- самостоятельное составление предложения с заданным словом;

- добавление слова к начатому предложению;

- подбор существительных к прилагательному и наоборот: дремучий…(лес), лиса какая? Рыжая, хитрая, быстрая…

6. Подбор ассоциативных слов.

Л.Г. Парамонова предлагает для исследования словарного запаса целый ряд специальных приёмов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребёнка определённых слов.

1. Называние предметов, относящихся к различным тематическим группам.

- Каких ты знаешь диких (домашних) животных? Каких ты знаешь мебель? (посуду, одежду и т.д.).

2. Подбор обобщающих названий для группы однородных слов.

Яблоко, груша, апельсин – это… Ботинки, кроссовки, тапки – это…

3. Подбор глаголов к существительным для проверки наличия в активе

глагольной лексики.

а) Кто как передвигается?

Человек- … Птица- … Рыба- . Змея - … Кузнечик - …

б) Кто как голос подаёт?

Корова -… Собака- … Ворона - … Голубь -… Утка - …

в) Кто как ест?

Собака кость… Кошка молоко… Курица зерно… Корова траву…

г) Кто что делает?

Повар… Врач… Учитель… Строитель… Художник… Портной…

4. Для выяснения запаса у ребёнка имён прилагательных предлагаются

следующие задания.

а) Какого вкуса эти продукты?

Сахар… Соль… Лук… Лимон… Вода…

б) Какой характер в сказках у этих животных?

Волк… Заяц… Лиса… Медведь…

в) Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак.

Что бывает круглым (квадратным, овальным)? Что бывает холодным

(горячим, тёплым)?

г) Понимание ребёнком переносных значений прилагательных:

золотые руки, железное сердце, тёплая встреча, горькая правда.

Каждый из предлагаемых ребёнку приёмов и его ответ должны отмечаться в карте обследования. Достоверно оценит данные обследования словарного запаса можно лишь путём сопоставления всех результатов и оценить словарь количественно и качественно.

Необходимо проанализировать все слова с точки зрения используемых разрядов. Отсутствие тех или иных разрядов, недостаточное число глаголов в активной речи детей указывает на отставание в развитии лексических средств языка.

Анализ литературы показал, что формирование лексической стороны речи у детей с ОНР имеет свои особенности и отличается от развития лексики при нормальном речевом развитии.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающем мире и опосредуется речевой деятельностью взрослых в их общении с детьми. Развитие слова у ребёнка происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения. По мере развития мышления ребёнка его лексика не только обогащается, но и систематизируется.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Психолого – педагогические основы индивидуализации воспитания
Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является индивидом и без ...

Познавательная сфера и ее развитие в студенческом возрасте
Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы прежде всего обращаемся к органам чувств учащегося, являющимся его «окнами в мир». Слушает ли студент лекцию или читает, наблюдает ли за действиями э ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru