В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Необходимо отводить для этого достаточное время – в соответствии с ситуацией – до установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.
На данном этапе уместно проведение различных психологических тестов, опросов, написание мини-сочинений о себе. Но только по согласию учащегося возможно оглашение результатов этих диагностик.
В связи с этим я использую:
Вопросы на тему: расскажи о себе, какие успехи у тебя за последнюю неделю, чем ты можешь гордиться и т.д. Причем можно спрашивать по 2-3 человека и фиксировать в учительской тетрадке, чтобы таким образом отслеживать охват детей.
Разговор о том, у кого сегодня плохое настроение. Всегда можно попросить ребят поднять настроение рассказом о достоинствах, хороших поступках ,успехах этого ученика. Иногда целесообразно, увидев, что ребенок подавлен, провести с ним индивидуальную беседу, оказать поддержку (можно даже тогда, когда класс погружен в работу).
Беседы об успехах недели, о проблемах, планах в группах. Таким образом, можно вовлечь в беседу большее число детей.
Интересным может стать и разговор о предыдущем уроке: что понравилось, что надо изменить и т.д.
В начале работы с новым классом можно отвести время и для рассказа о себе, о своих взглядах, о своем отношении к жизни.
Самое главное – не бояться потери учебного времени, так как начало – «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.
Мотивационный этап.
На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить предыдущий опыт ребенка, и тогда он сможет выразить свое отношение к новому опыту и знаниям.
Первый и второй этапы могут интегрироваться. Если же учитель с классом работает в парадигме гуманно-личностного обучения длительный срок, то эти стадии фактически сливаются.
Время, отведенное на второй этап, может быть различным. Чем больше работаешь с данными детьми, тем короче может быть 1-2 этап. В случае разрозненности уроков этот этап можно отнести к одному из первых уроков, но не забывать о мотивации и в последующие дни.
Для того чтобы учебный материал был переведен с уровня отстраненных знаний на уровень личностных смыслов и вызывал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:
Обращение к ранее приобретенному опыту ребенка, например, начать урок можно с решения уже известного учеником типа задачи. Именно сейчас надо показать привлекательность темы, её практическую направленность и понимание того, что ребенок уже что-то знает и сможет освоить новый материал по новой теме;
Связь изученного материала с реальной жизнью;
Практическое применение полученных знаний, способов деятельности. Ведь не секрет, что по окончании школы химические законы, как правило, забываются, а невостребованные знания быстро утрачиваются.
Поэтому к школьному курсу химии следует подходить не как к познанию основных законов природы. Намного важнее, чем изучение основ химической науки, формирование понимания химической стороны явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человеческого общества, в жизни каждого отдельного человека;
Ощущение учащимся удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;
Творческий характер деятельности в обучении;
Свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;
Ответственность учащегося за свой выбор, действие. И здесь необходимо уделить должное внимание вопросам экологического воспитания.
Формирование у учащихся представления о целостности мира, единства человека и природы, человеке как части природы, за которую он, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность. Индивидуализация позволяет сделать акцент на личностном восприятии человеком природы.
Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного
восприятия средствами предмета «Окружающий мир»
Использование средств предмета «Окружающий мир» в процессе реализации комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия, сыграло свою положительную роль: младшие школьники лучше сост ...
Исследовательская работа, выявляющая значение каждого приёма активизации
при изучении нумерации многозначных чисел
Автор работы провёл исследования, которые помогли ему определить значение каждого приёма активизации в изучении и усвоении раздела: “Нумерация многозначных чисел”. Результаты наблюдений отражены в сл ...