Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Эмоциональное воспитание школьников

Педагогика и воспитание » Эмоциональное воспитание » Эмоциональное воспитание школьников

Страница 6

В работах советских исследователей Левитова Н.Д., Якобсона П.М., Леонтьева А.Н., Мясищева В.Н., Ковалёва А.Г., Пуни А.Ц. и других раскрывается место эмоциональных состояний в психологической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности. В психологических исследованиях Д. Линдслея, П.Г. Янга, А. Симона, Р. Плутчика, Н.В. Витта проводится изучение эмоциональных состояний: 1) по особенностям внешнего проявления и выражения; 2)по силе; 3) по влиянию ситуации на качество возникающего состояния; 4) по направленности; 5) по соотношению физических качеств объекта и физиологических особенностей субъекта.

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Например, один ученик увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой – испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух учеников: первому он принесет радость и счастье познания, второму – вечный страх перед провалом на контрольной работе. В процессе жизни у человека формируются свойственные ему эмоциональные особенности. Люди различаются по силе эмоциональной возбудимости, по эмоциональной устойчивости, по соотношению эмоциональной устойчивости и возбудимости. Своеобразное сочетание этих особенностей раскрывается в экспрессивной, динамической стороне личности: в мимике, пантомимике, жестикуляциях. Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых дней его жизни. Первая школа его чувств – семья. Полученное в ней остаётся в ребёнке на всю жизнь. Особенности типа нервной деятельности ребёнка, условия окружающей среды, своеобразие воспитания, особенности школьного обучения, развитость саморегуляции являются важнейшими условиями развития и формирования эмоций и чувств школьника. Каждый школьный возраст имеет свои особенности эмоциональной жизни, характеризующиеся определённой сложностью чувств, эмоциональной возбудимостью, устойчивостью, импульсивностью, особенностями протекания. В сложной системе воспитательной работы важно раскрыть богатство переживаний, показать их роль в деятельности и формировании облика личности, научить школьников умению владеть собой, подавлять нежелательное раздражение, обиду, строптивость. Организация воспитательного процесса предполагает выработку привычки переключать отрицательную эмоцию на более сильную положительную эмоцию, поддерживать у школьников веру в себя, анализировать свои настроения, чувства, поступки и с определённых нравственных позиций.

С этой целью можно использовать методику― “Шкала тревожности”, разработанную по принципу “Шкала социально-ситуационной тревоги” Кондоша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьников основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. В психолого-педагогической литературе констатируется факт недостаточного внимания к тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которое характеризуют возрастные периоды развивающей личности. До нашего времени остается актуальной задача, намеченная А.Н. Леонтьевым: изучение процесса объекта, в результате которого формируется личность. В этих поисках психологического и педагогического подходов к развитию личности, используя концепцию персонализации, группа психологов по руководством А.В. Петровского показала, что реальное, а не желаемое развитие личности обуславливается не одной ведущей деятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности. В связи с этим становится необходимым обеспечивать не доминирование одного вида деятельности, а активное педагогическое обоснованное формирование комплекса взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых и «может и должна стать личностно-образующей». Взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов деятельности в педагогическом процессе является важнейшим фактором формирования активности, гармонизации личности, способной к творчеству в любой сфере деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Нюансы образования:

Методические основы организации работы по развитию связной речи младших школьников
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти ...

Роль методов обучения при изучении нумерации многозначных чисел
Проблемные методы обучения. В осознании ребёнка формируются проблемные ситуация или задача. Ученик пытается найти вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно правильный ответ находит с помощью учите ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru