Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Педагогика и воспитание » Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Страница 1

Контроль знаний школьников с помощью педагогических тестов год от года все более прочно завоевывает себе позиции в системе образовательных учреждений в нашей стране. В то же время непосредственно для самих учащихся — это достаточно новая и для многих непривычная форма контроля знаний. Особенно это относится к тем школам, где только начинают работать с педагогическими тестами. На стадии перехода к массовому и повсеместному тестированию, когда оно еще не стало обычным и привычным для большинства школ, очень важно создать положительное отношение школьников к этому методу контроля знаний. Дело том, что иногда необычность и непривычность этой формы контроля может приводить к последствиям, отрицательно влияющим на результаты тестирования. Причины и обстоятельства такого влияния могут быть самыми разными. Для организаторов тестирования и учителей важно, поэтому, знать и предвидеть такого рода влияния и уметь их компенсировать с помощью специальных мероприятий и действий.

Введение в контекст обучения новой формы контроля — тестирования, приводит к изменению, прежде всего восприятия и установок в отношении контроля. Реально меняются не только средства и формы контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с восприятием новых средств, формированием у школьников отношения к ним, принятием (одобрением) или непринятием (отторжением) тестов как формы контроля. Для многих школьников тестирование — это прежде всего новые и непривычные для них условия и ситуации деятельности. Если учесть, что уже сам по себе контроль и оценка у многих из них вызывает состояние психологического дискомфорта, то следует предположить, что новая непривычная ситуация только усилит этот дискомфорт, что, в свою очередь, будет отрицательно сказываться на результатах тестирования. Отрицательное отношение к тестированию может возникать кроме того под влиянием различного рода организационных ошибок — неточностей, накладок и т.д. Проблема, таким образом, в том, что тестирование — по крайней мере, на начальных этапах — может создавать трудности у школьников. Это может приводить к формированию отрицательной мотивации. Чтобы этого не происходило, нужно специально готовить школьников к тестированию, причем не только в информационном плане, но и в психологическом, путем создания у них положительной мотивации. Другими словами, необходимы специальные мероприятия и действия, направленные на формирование психологической готовности школьников к предстоящей деятельности и обеспечивающие создание положительной мотивации к тестированию.

При подготовке к тестированию обычно проводится ряд организационно-методических мероприятий, включающих инструктаж и учебно-методические занятия с методистами и учителями школ, пробное тестирование и др. Наряду с этим целесообразно проведение еще и психологической подготовки, причем, не обязательно эту подготовку выделять в специальный этап и проводить ее отдельно от других подготовительных мероприятий. Достаточно, чтобы она правильно осознавалась теми, кто ее организует и проводит. «Правильно» в данном случае означает - в соответствии с пониманием психологического содержания, психологических условий и особенностей тестирования.

Среди причин, влияющих на тестирование и его результаты, наиболее важными являются мотивация и готовность к деятельности.

Мотивация определяет личностное отношение индивида к деятельности или отдельным ее компонентам — целям, содержанию, процедурам, средствам. Это отношение может изменяться от очень положительного до резко отрицательного. Известно, что при положительном отношении к тому, что еще предстоит делать, у индивида есть соответствующий настрой и желание, он легко включается в деятельность и ожидает от нее положительных результатов. Трудности, возникающие в этом случае, воспринимаются нормально; они не разрушают деятельности, а, напротив, даже стимулируют ее. При исходно отрицательном отношении к предстоящей деятельности вхождение в деятельность сопровождается, как правило, отрицательными эмоциями, повышенной тревожностью, избеганием (уклонением от деятельности под различными предлогами) и т. д. Характер мотивации зависит от многих причин, но есть ситуации и виды деятельности, которые многими воспринимаются как угрожающие или несущими в себе «отрицательный заряд». К таковым можно отнести контроль и оценку индивида, в том числе и тестирование. В педагогике до сих пор есть сомнения в полезности и продуктивности отметок в обучении, причем, противники оценок в качестве аргумента ссылаются на то, что оценки создают отрицательную мотивацию у школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Основные требования к урокам внеклассного чтения
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: - разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; - тематическое разнообразие («Пробле ...

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичност ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru