Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Система уроков внеклассного чтения в 7-8 классах

Страница 2

Примерный план урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде» в 7-8 классах

«Мы из одной купели, все мы братья…» Белла Ахмадулина «Сказка о дожде…»

Предисловие: Имя Беллы Ахмадулиной среди имен современных поэтов стоит в особом ряду. За свою долгую творческую жизнь поэтесса не изменила ни своим высоким представлениям о нравственности и человеческом достоинстве, ни своему исповедальному дару. Ее лирическая героиня сохранила по –детски доверчивый взгляд на окружающее, ВТО же время напитав его вечной мудростью человека, который не случайно получил в награду талант проникать в самую суть явлений и событий. Для нее не существует неважных, проходных вещей -любая деталь достойна осмысления, любования, уважения: будь это цветок или снежинка, высочайшее лирическое откровение или лепет ребенка…

Творчество Ахмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашей жизни, поэтому обязательно должно найти свое место на уроках словесности.

«Сказка о дожде в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей» может быть предложена к изучению на уроках литературы или же внеклассном чтении в 7 и 8 классах. Ранняя лирика поэтессы близка подросткам по мироощущению. Их читательский опыт уже позволяет решать серьезные эстетические и нравственные проблемы. Жанр такого урока размышление. Основные вопросы, на которые необходимо будет ответить в результате прочтения и анализа произведения, учащиеся получают заранее:

Определите свои читательские ожидания, прочитав заголовок поэмы ? На что он указывает? Какой вы представляете себе лирическую героиню этого про изведения, опишите ее. Как вы воспринимаете образ Дождя? Есть ли у него характер? С какой целью автор вводит в свою поэму эпизоды, на первый взгляд не имеющие к развитию сюжета никакого отношения? В чем заключается трагедия лирической героини? Какие мысли и чувства вызвала у вас «Сказка о дожде…» Попробуйте выразить их письменно.

Урок начинаем с выразительного чтения поэмы. «Сказка о дожде…» состоит из тринадцати небольших главок, выразительное чтение определит тональность разговора о произведении.

Заголовок дает возможность читателю сразу же определиться в своих ожиданиях. Это «сказка», значит, в поэме есть вымысел, фантастика; главным героем фантастической истории, вероятно будет дождь. Однако «Сказка» не обычная, а « в нескольких эпизодах с диалогами ихором для детей». Автор как бы подсказывает заранее, где могут скрываться ответы на вопросы, которые неизбежно возникнут. Учителю следует воспользоваться этой подсказкой, планируя композицию урока.

Урок, на наш взгляд, следует разделить на три части в соответствии с проблематикой произведения. Работу целесообразно проводить в нескольких группах. Выделение основных мотивов поэмы - одно из главных составляющих беседы с учащимися.

Каждый отдельный этап урока предваряет комментарий учителя.

часть. «Героиня и Дождь. В кафе».

Ахмадулина умеет любить мгновения бытия, ощущать свое родство с природой. В ее ранней лирике находим: « Я нашла тебе собрата-Листик с веточкой одной», « В апреле изменения погоды/Объединяют всех людей с людьми».Для нее нет ничего справедливее, добрее, мудрее и беззащитнее природы («Справедливая природа», «вьюг справедливых»). Не случайно поэтесса в своих лирических стихотворениях часто сравнивает ее с ребенком («Нас одурачил нынешний сентябрь/ С наивностью и хитростью ребенка», « Природа, прислоняясь к моим плечам/ Объявит свои детские секреты»). Белла Ахмадулина живет, ощущая себя частью природы, ее голосом. Он а способна услышать свою волю цветка, луны, снегопада, травы. Лирической героине несвойственно заносчиво-пренебрежительное отношение к окружающему миру, главное качество ее характера - чувство благодарности за каждый миг бытия.

Анализ 1-2-й глав поэмы. Вопросы : В чем состоит смысл сравнения Дождя с ребенком? Почему из всех прохожих Дождь выбрал именно лирическую героиню? Случайна ли такая привязанность?

Мотив -Нерасторжимая связь человека с природой.

2 часть. «Дом и его хозяева».

Обратим внимание на то, что уже в начале главы, посвященной описанию посещения дома, автор прибегает к сравнениям предметного мира с миром природы. Ахмадулиной всегда было свойственно разговаривать не только с природой, но и предметами, ощущать за ними нечто родственное человеческой душе. Настораживает нас лишь, что влюбленный Дождь , похожий на зверька или дитя, не мог пойти вместе с ней. Предстояла мучительная разлука из-за того , что для героини поэмы приглашение в дом, где над янтарным озером паркета/ Всходила люстры чистая луна», было чрезвычайно важно и нужно -она как честь оценивает это приглашение. Но общение с миром вещей в доме где нет свой балет всегда вершила легкость, для не оказывается гораздо важнее общения с людьми живущим в нем. Неискренность, притворство, следование не душевному порыву, а неким правилам характеризует людей этого мира. Тема сиротства, одиночества. Покинутости начинает звучать в поэме все более отчетливо. Героиня постепенно утрачивает детские черты.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Причины появления аффективных детей
Как известно, аффективная возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндо­кринными изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения ...

Обучение изобразительному искусству в XVI веке
В конце XV – начале XVI века, в условиях отсталой Германии, где искусство все еще жило, подобно ремеслам, мастерство и навыки живописи традиционно передавались от мастера к мастеру из поколения в пок ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru