В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Кроме того, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
При индивидуализации можно и нужно учитывать уже имеющуюся индивидуальность ребенка, поскольку учащиеся, в особенности старших классов, не labuba rasa, а личность, у которой за спиной уже довольно сложное онтогенетическое развитие, а впереди – потенциальные возможности дальнейшего развития. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребенка «быть самим собой».
Цели индивидуализации воспитания можно рассматривать еще с одного ракурса – с точки зрения воспитательной роли семьи и школы в деле формирования личности. Семья – важный фактор развития: у детей , растущих в благоприятных воспитательных условиях, имеются преимущества для развития своих способностей и формирования благоприятной мотивации самовоспитания. Родители целенаправленно используют возможности получения дифференцированного воспитания. Целенаправленная индивидуализированная воспитательная работа особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных с точки зрения воспитания домашних условиях. В отношении таких детей перед школой стоит особенно ответственная задача – направлять ход их воспитания. Этим школа могла бы смягчить недостатки домашнего воспитания, и в этом смысле на индивидуализацию ложится миссия большого социального значения.
При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.
Далее попытаемся дать краткий обзор организационных возможностей индивидуализации воспитательной работы. Для этого, как и в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты индивидуализации. Все они могут быть подведены под три основных:
дифференциация воспитания, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы. Их разделяют на два типа:
созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья;
внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы;
прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.
Физиологические основы повышения двигательной активности
детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение для растущего организма имеет полное удовлетворения двигательных потребностей ребёнка. При этом обнаружено значительное отставание или даже полная остановка роста и развития ребенка ...
Виды чтения
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Поскольку просмотровое и поисковое по ...