В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.
В связи с этим поставили задачу выявить и сравнить уровень эмоционального развития детей, с которыми ведется музыкальная работа по программе традиционно, без использования проектного метода, и уровень развития детей экспериментальной группы, для которых организуется проектная деятельность.
Для решения этой задачи была разработана система занятий, на которых организуется проектная деятельность.
Интересен, на наш взгляд, способ разработки тематического проекта, связанный с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что мы задаем детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?
Эксперимент проводился в детском саду. В нём участвовали дети 5-6 лет двух старших групп. В обеих группах музыкальное занятие составлялись в соответствии с программой. Однако в экспериментальной группе использовалось проектное обучение, в контрольной же группе проект не использовался.
На первом занятии поставлена цель: закрепить знания детей о танцевальных жанрах.
Проблема исходила от детей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем проекта: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах?
Однажды музыкальный руководитель обнаружил письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки, и она их перепутала.
Такой прием оказался беспроигрышным, т.к. дети включились в проблемную ситуацию. Оставалось лишь организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход из создавшейся ситуации.
Выслушав предположения детей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие воспитанники нашли такой экспериментальный путь: составить ответ на письмо, изучив в научной литературе происхождение танцев, побеседовать с родителями о впечатлениях изученного материала. Затем было решено составить коллаж – ответ, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра: вальс, полька, пляска. Итоги данной проблемы бурно обсуждались, в результате чего был сделан коллаж с выступлением детей, где сами воспитанники воодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентации исполнялись песни, танцы в различных танцевальных жанрах, рассказывались истории возникновения вальса, пляски, польки. На самом деле, процесс работы над данным проектом позволил решить целый ряд образовательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творчества,… но выполнена главная цель музыкального воспитания – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.
Кроме того, в процессе работы и проведении итогов были поставлены новые познавательные задачи. Дети, получив результат и определенные знания, сознательно ставят новую познавательную задачу, и проектируют способы решения.
Цель очевидна: без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал и духовные силы.
Таким образом, определился мотив для создания нового проекта «Музыка доброты». Второе занятие посвящалось решению цели: побуждать детей выражать добрые чувства, эмоции, вызванные музыкой.
Разработка данного проекта и реализация его разделов должна была позволить нам привлечь внимание дошкольников, вовлечь их в разные совместные мероприятия, участниками которых стали бы: дети - родители – педагоги. Такой подход позволит нам улучшить психологический микроклимат в коллективе, совершенствовать систему взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Выделив в качестве основной проблему коллективных взаимоотношений детей в процессе обучения, мы попытались прежде всего выяснить, каким образом отношения, развивающиеся в совместной деятельности, в том числе и учебной, сказываются на положении старших дошкольников в коллективе сверстников и что при этом является определяющим: общий уровень их развития, направленность личности, проявляющаяся в совместной учебной деятельности, или личные качества, помогающие в учении. Поэтому выделена проблема: научиться быть добрыми с помощью музыкальных произведений.
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в ...
Особенности использования общепедагогических методов на уроках музыки
Для того, чтобы воплотить важнейшие задачи музыкального воспитания, используются различные методы и приемы обучения. Общепедагогические методы: словесный, наглядный и практический в музыкальном воспи ...