Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Адаптация ребенка к школе » Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Страница 1

Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования костно-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.

В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.

Это возрастное физическое несовершенство усугубляет процесс адаптации младших школьников к сложным и стрессогенным условиям школьной жизни. Как считают психологи и медики, начало школьного обучения – это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности – учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как для этого возрастного периода характерна индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора года. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, ретарданты, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.

У всех первоклассником и многих школьников во втором классе процесс перестраивания ЦНС характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9-10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов, сред которых важнейшее место принадлежит памяти. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.

У младших школьников кора больших полушарий специализирована и более дифференцированно, чем у старших дошкольников участвует в осуществлении различных зрительных операций. За период обучения в начальной школе кортикальные структуры зрительной системы претерпевают значительные изменения за счет подключения к ним активности ассоциативных зон коры. Расширение кортикальных полей, вовлеченных в анализ зрительной информации к концу обучения в начальной школе, обеспечивает протекание более сложных операций, включающих сличение со следами в памяти и определение эмоциональной и субъективной значимости внешних стимулов.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Способы повышения самооценки подростков 11-14 лет
Учителю не просто справиться с проблемой подростков, с повышением уровня их самооценки. Проблема эта, как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве. Подросток не бунтует против уч ...

История развития тригонометрических понятий
Термин «тригонометрия» дословно означает «измерение треугольников». Его ввёл в употребление в 1595г. немецкий математик и богослов Варфоломей Питиск, автор учебника по тригонометрии и тригонометричес ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru