Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Адаптация ребенка к школе » Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Страница 1

Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования костно-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.

В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.

Это возрастное физическое несовершенство усугубляет процесс адаптации младших школьников к сложным и стрессогенным условиям школьной жизни. Как считают психологи и медики, начало школьного обучения – это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности – учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как для этого возрастного периода характерна индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора года. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, ретарданты, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.

У всех первоклассником и многих школьников во втором классе процесс перестраивания ЦНС характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9-10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов, сред которых важнейшее место принадлежит памяти. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.

У младших школьников кора больших полушарий специализирована и более дифференцированно, чем у старших дошкольников участвует в осуществлении различных зрительных операций. За период обучения в начальной школе кортикальные структуры зрительной системы претерпевают значительные изменения за счет подключения к ним активности ассоциативных зон коры. Расширение кортикальных полей, вовлеченных в анализ зрительной информации к концу обучения в начальной школе, обеспечивает протекание более сложных операций, включающих сличение со следами в памяти и определение эмоциональной и субъективной значимости внешних стимулов.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Урок как форма организации учебного процесса на иностранном языке
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содерж ...

Психологические барьеры в деятельности педагога
Термин «барьер» (от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru