Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Работа со словарями антонимов в младших классах

Страница 1

В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся со словами, близкими по значению – синонимами и противоположными по значению – антонимами (термины не вводятся). Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений. Но если с синонимами учащиеся не только знакомятся, но и учатся употреблять их на уроках чтения, правописания, то работа над антонимами занимает весьма скромное место. Это нельзя признать правильным, т.к. "связь лексических единиц (слов), объединяемых отношениями сходства и противоположности, свидетельствуют о взаимном проникновении синонимии и антонимии" и, следовательно, "овладение синонимическими ресурсами русского языка оказывается практически невозможным без антонимов".

Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова и "Школьный словарь антонимов русского языка" того же автора.

В этих словарях можно найти не только антонимические пары слов, например:

новый – старый

легкий – трудный

гордиться – стыдиться

холодно – тепло

день – ночь

не только словосочетания:

одержать победу – потерпеть поражение

справедливый человек – несправедливый человек,

но и очень богатый иллюстративный материал, цитаты из произведений русской художественной литературы.

Таким образом, материалы словарей можно использовать при составлении различных типов упражнений с антонимами и эффективно применять их на уроках русского языка в начальных классах. В целях развития речи младших школьников очень важно способствовать тому, чтобы дети запоминали как можно большее число антонимов. Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количественного увеличения антонимами может представлять собой следующие пути:

При ознакомлении школьников с новыми словами не ограничивается одним только толкованием их лексических значений, там, где это возможно подкреплять лексический анализ подбором антонимов;

При подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре.

Увеличение объема антонимов в речи учащихся само по себе предполагает и качественное совершенствование речи школьников. Однако для развития речи огромное значение имеют и способы организации, и подача известных учащимся антонимов. Так, наблюдение за рядами слов, обозначающих противоположные качества в разной степени их проявления, а затем и составление подобных рядов помогают детям наглядно увидеть, как выражаются и закрепляются в слове самые различные взаимопереходы противоположных явлений, что, безусловно, способствует развитию их речи:

а) очень хорошие – просто хорошие – неплохие – плохие – очень плохие.

б) геройство – доблесть - отвага – храбрость – смелость – робость – трусость.

в) веселый – невеселый – грустный – печальный – угрюмый – мрачный

г) прекрасно – красиво – хорошо, нехорошо – некрасиво, дурно – уродливо – безобразно

д) глубокий – мелкий – поверхностный

Анализируя подобные ряды истинных и приблизительных антонимов, учащиеся без труда обнаруживают, какие пары вместе с тем являются синонимами, т.е. наглядно видят, как синонимия и антонимия сближаются.

Важным этапом в процессе развития речи школьников является работа над словом в предложении, где слово имеет конкретное лексическое значение.

Например:

Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва. (А.Гайдар)

Ночь. Тема спит нервно и возбужденно… Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. (И.Гарин – Михайловский).

Общеизвестно, какой выразительной силой обладают пословицы и поговорки. Работа над ними заслуженно занимает в начальных классах довольно большое место. Широкое отражение в пословицах и поговорках находит и антонимия. Поэтому их так много в словарях М.Р.Львова.

Например:

На смелого собака лает, а трусливого кусает. Трус славит себя языком, а храбрец штыком. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Хорошая слава в лукошке лежит, а плохая по дорожке бежит. Доброе смолчится, а худое молвится.

Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость.

К "Школьному словарю антонимов русского языка" следует обращаться как можно чаще.

Во-первых, с целью общего знакомства с данной книгой: нужно изучать ее построение, разделы.

Во-вторых, к словарю рекомендуется обращаться при изучении соответствующего материала по русскому языку. В словаре можно найти хорошие примеры как антонимических пар, так и текстов, показывающих их употребление.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru