В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Приёмы познавательной деятельности не могут быть перенесены на любой предмет. Так, например, человек, великолепно владеющий специфическими приёмами мышления в области математики, может не уметь справиться с историческими задачами, и наоборот.
В школе открываются большие возможности для формирования различных приёмов мышления. Уже в начальных классах надо заботиться о математических приёмах мышления. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает математика. Поэтому, если приёмы математического мышления не формируются у учащихся, то они, изучив весь курс математики, так и не научатся думать математически. А это означает, что математика изучена формально, что учащиеся не поняли её специфических особенностей.
Так, учащиеся 3 класса уверенно и быстро складывают многозначные числа столбиком, уверенно указывая, что писать под чертой, что “замечать” наверху. Но задайте вопрос: “А почему надо делать так?” Многие ученики теряются, не знают, что ответить. Это означает, что такие ученики выполняют арифметические действия успешно, но их математического смысла не понимают.
Таким образом, если учащимся раскрыть “секреты” математики, то они легко будут понимать и усваивать её. Если же этого не сделать, то учащиеся будут брать памятью, будут механически производить различные арифметические действия, не понимая их сути и, следовательно, не развивая своего математического мышления.
Обобщённые виды познавательной деятельности могут быть сформированы только при соответствующем построении учебных предметов. Их содержанием должны быть не частные явления, а их сущность.
Овладение общими методами познавательной деятельности позволяет учащимся не только самостоятельно анализировать новые частные явления, но и создавать их.
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают учёные, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. “В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности школьника, в конечном итоге способствующая её направленности”1.
Трудно сказать, по каким путям поведёт школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен умственными интересами.
Каковы же условия становления учебно - познавательных интересов? Как учитель - мастер формирует их у учащихся на уроке? Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались?
Учитель - мастер в становлении и развитии учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу обучения, способствует организация обучения, которая решает вопросы проблемного характера.
2. Обучение должно быть трудным, но посильным.
3. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
4. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет учитель. Оттого, как будет построена его работа по изучению нового материала, от его мастерства зависит дальнейшее усвоение знаний детьми.
Развитие познавательного интереса в образовательном процессе с практической
стороны
В нашей системе образования предусмотрено непосредственное развитие интереса к познанию у учащихся преподавателем. В каждом образовательном учреждении используются «свои» методы и формы развития учен ...
Компетентностный подход к измерению образовательных
результатов
Участникам интенсивной школы ТМБ было предложено оценить «рост» своих способностей (компетенций) на начало и конец модуля по шкале от 0 до 10 баллов. Респонденты оценивали свое умение работать с инфо ...