В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Постановка и предварительное исследование проблемы развития творческой активности обнаружили ее многогранность, сложность и недостаточную разработанность в теории и практике образования. Для решения этой проблемы важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития этого качества личности. Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др.
Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).
Ряд ученых (М.А. Данилов, А.В. Петровский, Т.И. Шамова и др.), давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности.
Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.
Мы рассматриваем творческую активность как устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.
Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Анализ некоторых основных направлений дает возможность представить в целом виде некоторые важные моменты для развития творческой активности личности. В частности, можно отметить следующие из них:
проявление творческих способностей в человеке личностно опосредованно, т.е. его психолого-педагогическая "история" развития является своеобразным ключом, открывающим проявление творческой активности, охватывающим все аспекты имеющихся знаний, умений и сложившегося жизненного опыта, т.е. личность проявляет себя в творческой деятельности. Этим определяется взаимосвязь и взаимозависимость особенностей личности и творческих процессов;
важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе. Естественно, что уровень творческой активности связан с личностными особенностями человека, и зачастую характер протекания психических процессов в человеке предопределяет и уровень проявления активности.
Дружинин В. Н считает, что творческая активность в той или иной мере присуща каждому человеку, а её проявлению препятствует влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно трактовать роль элементов открытого образования, усиления акцента на самостоятельную работу обучаемых как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие творческой активности, является путём освобождения творческого потенциала от тех "зажимов", которые они приобрели ранее.
В процессе изучения и анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что показателями творческой активности у детей можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, социальная ценность. Если разделять ту точку зрения, что творческая активность в той или иной мере присуща каждому человеку, а её проявлению препятствует влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно развить творческую активность путём включения в организацию творческой деятельности тех средств, которые способствуют развитию творческой активности.
«Развивающее обучение» в педагогике
В начале 30-х годов 20 века русский психолог-гуманист Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. ...
Некоторые особенности
словаря младших школьников
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы мо ...