В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.
Использовать различные формы освещения интересующих учащихся вопросов: обсуждение новой книги, чтение стихов современных поэтов и др.
Систематически проводить информации, в которые включать раздел «О самом интересном», освещать вопросы экономики, политики, культуры, науки, литературы, искусства в зарубежных странах.
Готовить выступления учащихся перед товарищами в классе, в творческом коллективе, перед учащимися младших классов по разнообразной тематике.
Направить деятельность актива класса на сбор материала, связанного с историческими событиями.
Перед индивидуальной работой классного руководителя с учащимися ставятся две взаимосвязанные задачи: 1) выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся; 2) целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление. Решение этих задач могло протекать и последовательно и одновременно.
Изучение познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся должно осуществляться и учителями и классными руководителями. С этой целью рекомендуется:
а) провести анкету, сочинение, интервью (предложить примерные вопросы);
б) знакомиться с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный материал;
в) для выявления познавательных и практических умений в течение II и III четвертей учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовать смотры-конкурсы;
г) данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой. Составить краткие характеристики на каждого ученика, предусмотрев в них: индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание – характер, стойкость, глубину. Характеристику дополнить фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности. Формировать индивидуальные интересы по всем направлениям – в процессе обучения, внеклассной работы, индивидуальной работы с учеником.
В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.
Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи: пополнение данных об интересах детей и создание в семье условий для активного формирования этих интересов.
Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендуется:
- провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
- проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);
- записывать в течение 3 мес. книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.
Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендуется:
- беседовать по интересующим учащихся вопросам;
- побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
- проводить познавательные игры;
- рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;
- беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);
- помогать ставить опыты;
-побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.
Изложенная программа по формированию познавательных интересов учащихся может служить ориентиром для учителей и быть использована полностью или частично.
Глава 2. Анализ опыта работы классных руководителей по формированию познавательного интереса
Закономерности процесса обучения
Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих закон ...
Особенности овладения навыком
чтения умственно отсталыми школьниками
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достато ...