Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Пути и средства формирования познавательного интереса в воспитательной работе классного руководителя

Педагогика и воспитание » Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников » Пути и средства формирования познавательного интереса в воспитательной работе классного руководителя

Страница 2

Это заботливое оборудование внеклассного занятия, с помощью которого осуществляется нормальное обучение и воспитание, в том числе хорошо оборудованные мастерские, кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы.

Наряду с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможно воспитать интерес. Но если у детей нет интереса даже к первоначальным занятиям, как могут они эти знания приобрести? Вот тут-то и понадобится предшественница интереса – занимательность. Она может хоть на некоторое время привлечь детей к занятиям.

В младших классах такую занимательность могут создать дидактические игры, яркие, красочные наглядные пособия. Все это поможет на первых порах приохотить детей к учению и создать у них некоторый, пусть элементарный, запас знаний.

Не менее важным для привлечения детей к накоплению знаний и расширению круга представлений в изучаемой области оказывается обогащение учащихся новыми яркими впечатлениями, создание необходимого нового опыта, облегчающего восприятие знаний по интересующему их предмету.

Параллельно должна иди подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

А теперь рассмотрим два пути создания положительного отношения к учению.

Один путь – создание положительных переживаний, связанных с учением, т. е. формирование эмоционально-положительного отношения к учению.

Положительное эмоциональное отношение обязательно должно быть связано со школой в целом. В его создании важна роль родителей и детского сада. Плохо, если ребенка пугают школой, предстоящим учебным трудом и двойками.

Особенное значение в создании положительного отношения к учению приобретает личность классного руководителя. Его облик, манера общения, отношения к детям – все это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе и учению в целом. Начиная с третьего – четвертого классов, все более значимыми для учащихся становятся знания учителя, широта его кругозора. И все же и на этом этапе важнейшим фактором остается отношение классного руководителя к ученикам – требовательное, но справедливое, заботливое и доброжелательное.

В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеет показ учителем образцов работы, которые созданы на основе достижений какой-либо отрасли знаний, это воодушевляет учащихся, создает то положительное эмоциональное переживание, с помощью которого можно воспитать подлинный интерес к предмету.

Этой же цели служат историко-научные знания, рассказы о личности, биографии самоотверженных борцов за научный процесс, об истории наиболее замечательных научных открытий.

Созданию такого отношения содействует и посещение выставок, музеев, учреждений и предприятий, особенно если в таком посещении участвуют любимые учителя, родные и близкие учащихся.

Не возникает любовь к занятию без любви к книге – учебной, познавательной, художественной, заботливого, бережного к ней отношения.

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, классный руководитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду.

Нередко школьники, до того равнодушные к какой-либо деятельности, постепенно увлекаются ей, вступив в кружок сначала исключительно «ради дружбы», чтобы не разлучаться с товарищами. Коллективная деятельность сопровождается обычно взаимопомощью и при умелой поддержке учителя приводит к большему успеху, чем может достичь ученик в одиночку.

Немалую роль играет и отношение родителей к деятельности детей. Внимание старших, своевременная помощь, одобрение содействуют развитию учения, успеху деятельности.

Говоря о роли успеха в развитии интереса, необходимо учитывать следующее:

слишком легкая работа приводит к успеху, но не дает настоящего удовлетворения; она скоро наскучит;

трудное, но преодолимое, делает работу увлекательной и радостной: в этом уже содержится залог будущего интереса к ней.

Другой путь подготовки почвы для интереса – воспитание сознательного отношения к учению, понимание его значимости, его личного и общественного смысла. Наибольшее значение имеет он в среднем и особенно в старшем школьном возрасте. Но в младших классах учитель старается в доступной форме, на конкретных примерах довести до их сознания смысл и значение учения.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Обучение как система познавательной деятельности
Одним из самых значительных областей, “интерес”, выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как в школе основной деятельностью становится познавательная, ...

Познавательная сфера и ее развитие в студенческом возрасте
Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы прежде всего обращаемся к органам чувств учащегося, являющимся его «окнами в мир». Слушает ли студент лекцию или читает, наблюдает ли за действиями э ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru