Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Значение плоскостного моделирования для общего развития дошкольников

Педагогика и воспитание » Развитие творческого мышления дошкольников » Значение плоскостного моделирования для общего развития дошкольников

Страница 5

Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей.

Чем и как рисовать? В распоряжении детей всегда богатый выбор изобразительного материала: гуашь, акварель, карандаши, уголь, восковые мелки, кисти различных размеров, тычки большие и маленькие, зубные щетки, поролоновые штампики. Задача педагога – показать возможность каждого из перечисленных изобразительных материалов и научить детей ими пользоваться. Но это еще не все. Даже имея навыки работы со всеми этими разнообразными материалами, дети могут растеряться в выборе нужного в данный момент. Поэтому важно постоянно учить детей ориентироваться в обстановке. Творчество проявляется именно тогда, когда ребенок ищет самостоятельно пути изображения придуманного образа или явления. Решает сам как затонировать бумагу, какую взять кисть, чем лучше изображать круглые предметы, элементы узора (ягодки, кружочки, точки): тычком или кистью. Какими деталями дополнить основной сюжет или главную фигуру для большей выразительности. Именно в этот момент возникает необходимость обратиться к коллажированию своего произведения.

Не сразу ребенок достигает нужного результата в решении этих задач, но если этот творческий процесс поиска возможен и осуществляется постоянно, то в конечном итоге успех обеспечен. Задача педагога – вовремя помочь, натолкнуть на нужную мысль, предложить подумать, попробовать разные варианты и выбрать лучший, не давая прямых рекомендаций.

Второй путь в творческом процессе – обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребенок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, сюжеты, которые когда-то рисовал мелками или кистью. Цвет, в свою очередь наталкивает его на изображение чего-либо: букета цветов, нежно голубого неба или желтого солнца. Цветные карандаши, лежащие рядом, напоминают радугу – и вот появляется яркая дуга (также это могут быть кусочки разноцветной бумаги, ткани), а под ней река, мостик, дома, деревья и т.д. (они могут быть нарисованы или вырезаны из открыток, старых книг и любого другого материала). Поролоновый штампик привлекает детей своей мягкостью и способностью изображать пушистые комочки – так появляются цыплята в траве одуванчики крона на деревьях. С помощью щетинной кисти можно изобразить иней на веточках зимнего дерева, нарисовать пушистого котенка. Тычки в результате прикосновения к бумаге оставляют четко очерченный круглый след. В данном случае педагог должен вовремя подхватить возникшую идею и помочь развитию от одной детали до глубокого содержания. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны постоянно будоражить ее, не давая заснуть. С этой целью я использую игры и упражнения: «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило?», «На что это похоже?», «Что из этого можно нарисовать?». Рассматривание формы облаков, очертания луж и т.д. – эти занятия постоянно сопровождаются бурей восторга и удивления. А в творческом процессе это самое важное состояние души – миг удивительных открытий.

Есть еще один прием ТРИЗ-овского характера – монотипия. В основе ее лежит симметрия. Если накапать кляксы на лист бумаги и сложить ее вдвое, то можно получить совершенно неожиданные отпечатки симметричных фигур – бабочки, цветы, елочки, человек и т.д. Интересен прием рисования потеками. Когда на мокрый лист бумаги наносятся мазки краскам и разного цвета. Поднимая лист вертикально и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, меняют направление при повороте листа, создают тем самым неповторимый узор в самых различных сочетаниях цвета и линии. Такой прием закрашенного листа бумаги может послужить хорошим фоном для создания на нем коллажа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Методические требования к проведению урока – игры
При организации уроков - игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики: Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому ...

Формирование знаний о кинетике химических реакций
Вопросы кинетики химических процессов и химическое равновесие являются самыми сложными не только для учеников, но и для учителей. При изучении этого материла достаточно выгодной и перспективной являе ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru