В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Целью констатирующего эксперимента является выявление психологического уровня развития ребёнка вновь прибывшего в детский дом и соответствие его возрастной норме, выявление проблемы для последующего составления программы социально – педагогической реабилитации.
Основные задачи:
Определение социального статуса ребенка;
Собрать сведения о состоянии физического и психического здоровья ребёнка;
Оценить социальную адаптацию исследуемого ребёнка в окружающей его социальной среде;
Проверить текущую успеваемость ребёнка.
Исследовательская работа была проведена в школе-интернат № 1 города Воронеж в период сентябрь-октябрь 2011 - 2012 учебного года. В эксперименте участвовал один ребёнок (девочка) дошкольного возраста 6 лет. Так же в эксперименте участвовали 2 работника этого учреждения (1 учитель и 1 воспитатель), с которыми отдельно проводилась беседа. Всего в эксперименте участвовало 3 респондента.
Необходимо отметить, что данный педагогический эксперимент является естественным и проводился с ребёнком без нарушения учебно-воспитательного процесса в форме классных часов и развлечений.
На первом этапе определялся социальный статус ребёнка. Для этого были изучены документы, выяснены его биография, проведена беседа с работниками школы-интерната, которые участвовали в его учебно-воспитательном процессе. У медицинского персонала выяснялся уровень её физического здоровья. Был изучен детский коллектив, в котором живёт девочка.
Было выяснено, что девочку зовут Оля, и попала она в детский дом с рождения: родители её были лишены прав на ребёнка из-за пьянства. Уровень её физического развития и здоровья – удовлетворительный. Бытовые условия, в которых растёт ребёнок, удовлетворяют санитарным нормам. Успеваемость Оли, по сравнению с другими ребятами в группе, ниже, со слов педагогов, девочка не проявляет старания к учёбе.
Далее, определялся уровень психического развития ребёнка с помощью специальных методик, разработанных для детей психологическим центром "Адалин".
Первая методика предназначена для оценки устойчивости внимания. Ребёнок внимательно разглядывал рисунок, на котором изображены 7 переплетенных линий. Необходимо было проследить взглядом каждую дорожку от ее начала до конца и дать правильный ответ.
Следующая методика предназначена для оценки цветовосприятия, в которой ребенку предложены рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Необходимо было назвать и раскрасить эти фрукты в соответствующий им цвет.
Для оценки словесно-логического мышления применялась методика, в которой девочке были показаны 2 группы предметов общих по смыслу (по 4 в каждой группе). Необходимо было найти лишний предмет, не подходящий по смыслу.
Далее оценивалась зрительная память, где девочке показали шесть картинок, и в течение 30 секунд она их пыталась запомнить. Затем ей необходимо мыло назвать то, что она запомнила.
Следующая методика направлена на оценку слуховой памяти, в которой ребёнку прочитали 10 слов, а затем попросили назвать то, что он запомнил. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 5.
Затем проводился тест на оценку смысловой памяти, где ребёнку прочитали 4 фразы и попросили повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.
Далее оценивалась "Культура общения" с помощью теста-наблюдения, в котором ребёнок наблюдался в течение недели и оценивалось насколько он спокойно общался со взрослыми и детьми разного возраста, негромко говорил в общественных местах, не привлекая излишнего внимания, с уважением относился к труду взрослых; охотно ли выполнял просьбы и поручения взрослых, соблюдал ли правила поведения в группе детей.
На заключительном этапе диагностики проводился тест-наблюдение "Оценка эмоционально-волевой сферы", в котором ребёнок оценивался в процессе повседневной деятельности в течение недели.
Физиологические основы повышения двигательной активности
детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение для растущего организма имеет полное удовлетворения двигательных потребностей ребёнка. При этом обнаружено значительное отставание или даже полная остановка роста и развития ребенка ...
Технология выполнения холодного батика
Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники - “горячий батик”. В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления ...