Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделяют внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др. был определен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.

Важна роль пространственных восприятий, представлений в освоении дошкольниками изобразительных и конструктивных умений. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.

Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т.А. Мусейибова) на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений. Для эффективности пространственного восприятия у детей, необходимо использовать другие виды деятельности, т.к. детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни – это важнейшая задача.

Анализ знаний, умений и навыков шестилетних детей, пришедших к нам в детский сад из других детских садов г. Москвы в 2008 году, показал, что уровень у всех детей разный. Этот анализ позволяет отметить, что проблема обучения детей пространственным отношениям, а также пространственному моделированию не нашла должного внимания в работе педагогов. Причины этого кроются может быть в недостаточной подготовке воспитателей к работе по данной проблеме. Ориентировка в пространстве у детей носит стихийный характер. Имеющиеся у детей потенциальные возможности используются не в полной мере.

Именно это и определило выбор темы нашей работы: «Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у дошкольников» с целью внедрения в работу детского сада.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей.

Объект исследования – формирование пространственных представлений у детей.

Предмет исследования – процесс формирования пространственных представлений у детей.

Задачи: 1. На основе изученной психолого-педагогической литературы определить содержание понятий ориентировка в пространстве, особенности восприятия пространства дошкольниками.

Нюансы образования:

Специфика учебного предмета «География»
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах н ...

Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых
В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Выход на ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru