В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Одним из главных вопросов в современной педагогике является взаимодействие педагога с родителями, школы с семьей. В течение ряда лет в нашей стране, как отмечается в педагогической литературе, осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества.В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить(даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативное поведение и недостатков при обучении), при этом опыт родителей чаще всего игнорировался.
Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались типичные варианты.
Первый- формально-административный. Позиция родителей такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте – вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу.
Второй вариант – терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении кабинета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться учителя. Позиция школы: семья обязана помогать учителям с обучении и воспитании детей, особенно сегодня, когда школа нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска.
Третий вариант- товарно-денежный. Позиция семьи: знание – товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и тип школы (частная, школа усиленного развития, лицей…) может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи. Чтобы выторговать для школы и учителей определенные блага.
Наконец, последний вариант – конфликтный. Позиция семьи: школа – это источник неприятностей, учителя – ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы- переводи, нет- терпи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя.
При этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие органы самоуправления. Педагогическое просвещение носит форму родительского всеобуча, лектория или поучительных бесед.
В настоящее время в связи с переходом на личностно- ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка формируется изначально в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.
Необходимость оптимизировать взаимодействие с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Цель взаимодействия -привлечение родителей к школьному воспитанию и создание единой воспитательной среды семьи и школы необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника.
В чем сегодня состоит актуальная задача педагога? Во взаимодействии и согласии с родителями воспитать чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний предков, забота о продолжении рода, сохранений и умножений его добрых традиций.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи может выступать только в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения.
Актуальность проблемы оптимизации взаимодействия семьи и школы на современном этапе определила тему нашей работы – «Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей на современном этапе обучения».
Цель работы- выявить пути и средства оптимизации взаимодействия в системе «Школа и семья».
Объект- педагогическое взаимодействие.
Предмет- организация взаимодействия семьи и школы.
Задачи: 1-определить понятие, функции и содержание взаимодействия.
2-описать принципы и правила взаимодействия школы с родителями.
3-определить методы и формы оптимизации взаимодействия.
педагогический взаимодействие школа семья диагностика
Разработка учебной программы, лекции
При разработке учебного плана учитывалось содержание учебно-методического комплекса, составленного для учебных дисциплин. В соответствии с утверждённым планом, в рабочей программе по курсу КИС были р ...
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, ...