Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Возможности использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников

Педагогика и воспитание » Возможности использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов.

В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы в школу жизни», с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Метод проектов подразумевает выполнение учениками под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является решение задачи. Деятельность учащихся по выполнению проекта от постановки задачи до ее полного решения является проектной деятельностью. В целом результатом проектной деятельности является не только решение поставленной задачи, но главное – интенсивное развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих качеств школьников.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Проблема исследования: В современной школьной педагогике и методике преподавания теоретически обоснована и разработана система работы над проектом на уроках технологии в начальных классах. Однако необходимость компьютеризации процесса обучения привела нас к исследованию проблемы возможности использования информационных технологий при работе над проектом.

Объект исследования – технология проектной деятельности.

Предмет исследования – особенности использования информационных технологий в организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Цель исследования – раскрыть особенности организации проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках технологии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование информационных технологий в организации метода проектов в начальной школе возможно, если:

будет изучена научная психолого-педагогическая литература по теме;

будет разработана и реализована на практике система заданий по выполнению проекта на уроках технологии в начальной школе с использованием компьютера.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

изучить информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах.

разработать и практически реализовать систему работы над проектом на уроке технологии в начальных классах с использованием ИКТ;

Для решения поставленных задач применялись методы:

теоретический анализ и сравнительно-сопоставительный метод;

педагогический эксперимент, включающий:

беседы с учителями, учащимися, методистами;

анализ результатов творческих работ учащихся;

Теоретическое значение заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах; практическое – в разработке и реализации системы заданий по выполнению проекта на уроках технологии в начальной школе с использованием компьютера.

Нюансы образования:

Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения
Как известно, индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще большее значение, так как индивидуальным, неповт ...

Игры и развлечения в процессе обучения математики
Игра - непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru