Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Общие понятия Библиотечно-информационной среды

Педагогика и воспитание » Понятия библиотечно-информационной среды » Общие понятия Библиотечно-информационной среды

Страница 1

Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.

Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки - информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. "Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке".

Цель: формирование познавательной и информационной культуры учащихся помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся - это главная целевая группа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где они работают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Роль библиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:

• выполнение традиционных домашних заданий;

• работа над проектами, презентациями;

• поиск нужной информации и её правильное использование;

• просветительская деятельность (организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр, библиотечных уроков, консультирование);

• информационная деятельность (подбор материалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);

• организация конкурсов проведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;

• сотрудничество с детскими библиотеками города;

Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.

В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно - наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.

Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.

Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной - "характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды", а также на предложенную А.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.

Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно, оценят.

Среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционных формах, идентифицируемых как культурно-досуговые, - музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер).

Таким образом, культурная среда - это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядро библиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной, эмоционально-психологической и других ее составляющих.

Исходя из сложившегося в библиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всех рассмотренных понятий можно представить графически (рис). Подчеркну, что предлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражает попытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.

В настоящее время создана и совершенствуется информационно-образовательная среда детской библиотеки для различных категорий наших читателей. С внедрением новых информационных технологий, комплексной информатизации информационное пространство библиотеки значительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательной информации, информационное поведение читателей, их личностные интересы.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Особенности учебных материалов в Интернете, использование Интернета учителем при подготовке к уроку иностранного языка
Обучать иностранному языку – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существует 3 области, в которых Интернет может вывести обучение иностранному языку на новый уровень. Это ком ...

Социальная практика, принципы построения профориентационной работы
Практика показывает, что профессиональная направленность молодежи не соответствует ни реальной потребности общества в кадрах, ни возможностям и способностям самих школьников, определенная часть котор ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru