Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности использования общепедагогических методов на уроках музыки

Страница 2

Музыка может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и тончайшие нюансы. Ведь в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Beceлая музыка может быть и торжественной, праздничной и шутливой, беззаботной и нежной, а грустная - нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической.

Характеристики «нежная», «задумчивая», «веселая» являются словами образами. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. «Слово, - писал В.А. Сухомлинский, - должно настроить чуткие струны сердца . Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Как показывает опыт работы, при применении словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки, ассоциативное мышление существенно обогащается. Применение этих характеристик очень важно для развития музыкального восприятия детей. Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои впечатления, переживания.

Если говорить о развитии музыкального восприятия и формирования музыкальной культуры с помощью детского исполнительства (практический метод), важно отметить, что речь идет не о выработке умений и навыков исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представления и способов действий.

Так, оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры, соответствующие характеру его звучания. Этот прием способствует дифференцированию восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, тембра, артикуляции), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров инструментов с ее звучанием.

Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Основные приемы, в которых это сочетание прослеживается наиболее ярко:

1. Прием сравнения активизирует процесс восприятия, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. При развитии музыкального восприятия этот прием может сочетать в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический).

2. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием, контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных грустных) и другие.

Различение оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание, а так же понимать, что одним словом, например, «веселая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов, например, при сравнении пьес Г. Свиридова «Парень с гармошкой» (веселая, плясовая, бойкая) и П. Чайковского «Мужик на гармошке играет» (веселая, маршевая, удалая, важная).

Страницы: 1 2 

Нюансы образования:

Модели развития отношений между личностью и коллективом
Модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет ...

Сущность процесса воспитания
Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросред ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru