Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Определения самосознания

В отечественной психологии существуют различные трактовки самосознания как важнейшей субъективной реальности человека. Оно определяется через понятия: момент, форма сознания; собственный опыт себя; интегративное свойство личности и феноменологически превращенная форма ее действительных отношений. Самосознание, будучи существенным моментом сознания в целом и его выражением в актуальный данный момент, составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека: мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме.

Самосознание, как форма сознания, характеризуется специфическим предметным содержанием, прототипом которого выступает человек, осознающий себя самого как познающего, действующего, сознающего себя в различных связях и отношениях с миром, в различных формах своей активности и жизнедеятельности в целом. Главными свойствами самосознания выступают его рефлексивность, выражение отношений человека к действительности, диалогичность.

В другой трактовке самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого совпадает с формой существования опыта внешнего мира: знаниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведенческими программами.

Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъемлемым компонентом становления человека как личности, выступает ее сложнейшим интегративным свойством, центральным образующим или подструктурой.

Общее функционально-целевое назначение самосознания рассматривается как историческая необходимость самоконтролирования поведения человека в обществе, возникшая на основе появления общества и труда. Онтогенетически функционально-целевое назначение самосознания личности заключается в вытекающем из жизненной необходимости познании и осознании человеком самого себя, своего места в осуществляемых им реальных отношениях, в регуляции (адаптации) и интеграции собственного поведения и деятельностей, в обеспечении собственного становления и развития.

Процессуально самосознание выступает в виде процессов, с помощью которых человек познает (воспринимает, осознает) себя и относится (оценивает) к себе в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, что обеспечивает самотождественность человека и позволяет ему ориентироваться в самом себе во всех этих ситуациях и взаимодействиях.

Конкретными проявлениями самосознания выступают Я-концепция, оперативные Образы Я, измерения Я-концепции, самооценка. Я-концепция - устойчивая, более или менее осознанная, индивидуальная система представлений человека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. В психологическом анализе самосознания она выступает главным предметом исследования. Образ Я носит специфичный ситуативно-изменчивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик человека (главным образом, интериоризованный репертуар социальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуативными препятствиями в деятельности, с приспособительной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синонимично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, отражающих представления человека о себе в конкретных сферах его жизнедеятельности.

Самооценка рассматривается как включенная в самосознание, но не тождественная ни Я-концепции в целом, ни ее когнитивной или самоотношенческой составляющим. Опираясь на концепцию оценочной функции психики Н.А. Батурина и на положения Л.В. Бороздиной о самооценке, мы определяем последнюю как автономный элемент самосознания, функция которого заключается в представлении самосознанию его содержания в форме оценки-результата. Эта форма такова, что позволяет результаты различных по содержанию и по оценочным основаниям (когнитивного или эмоционального) сравнений использовать для последующей регуляции поведения и деятельности человека, в том числе и для преобразования Я-концепции.

Нюансы образования:

Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах
Технологическая подготовка – составная часть общей системы образования. Технологический компонент выполняет роль связующего звена между естественно – научным и общественно – гуманитарным образованием ...

Психолого-педагогическая характеристика и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отнош ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru