Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Коммуникативные приёмы, способствующие эффективному педагогическому общению и воспитанию

Педагогика и воспитание » Педагогическое общение и воспитание » Коммуникативные приёмы, способствующие эффективному педагогическому общению и воспитанию

Страница 1

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента.

Этот опыт, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я-концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям.

Первое: учитель верил, что ребенок в самом деле способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы.

Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона». «Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Спроецируем эту закономерность на нашу тему «Я-концепции». Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять – мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть эффективное и неэффективное.

Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.) [7; 33].

Эффективное

Неэффективное

1. Осуществляется постоянно.

1. Осуществляется время от времени.

2. сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.

2. даётся в общих чертах.

3. учитель проявляет

заинтересованность в успехах

учащихся.

3. учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащихся.

4. учитель поощряет достижение определённых результатов.

4. учитель отмечает участие в работе вообще.

5. сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов.

5. даёт учащемуся сведения о его результатах, не подчёркивая их значимость.

6. ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.

6. ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.

7. учитель даёт сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.

7. достижения учащегося оценивается в сравнение с успехами других.

8. поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям.

8. поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся.

9. связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.

9. связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств.

10. учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующие умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.

10. учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнять задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т.д.

11. обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащихся.

11. обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учёбе зависит от усилий учителя.

12. способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

12. вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы быть как эффективным, так и неэффективным.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Современный подросток-школьник
При всей важности общения с ровесниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет и простое, и очевидное обстоятельство, что он - школьник. ...

Основные требования к организации педагогической практики
В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах: единство обучения, воспитания и развития ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru