Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Групповая форма обучения

Страница 2

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его учени­ки, то он сам должен сформиро­вать группы. Если такой инфор­мации у него нет, то можно обра­титься к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в од­ной группе?”. Доказано, что ре­зультаты совместной деятельнос­ти сильно зависят от межличнос­тных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испы­тывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую груп­повую работу можно рассматри­вать и как важное средство реше­ния воспитательных задач.

Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех че­ловек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем груп­па из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Нужно отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуще­ствах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная фор­мы имеют неодинаковое значе­ние. Учащиеся со средними спо­собностями одинаково хорошо ус­ваивают учебный материал, как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая. Слабые учащиеся при груп­повой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронталь­ной форме.

Однако в школьной программе преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих, учи­теля работают с ними индивиду­ально. Такой подход очень важен, но оказывается, что больше всего в ин­дивидуальной форме работы нуж­даются сильные учащиеся, опере­жающие своих одноклассников. А для слабоуспевающих пред­почтительнее всего групповая форма, не исключая необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и ре­жиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к сле­дующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- деление учащихся на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активно­му поиску;

- после отчета групп о выполнен­ном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типич­ные ошибки;

- оценка работе учащихся.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые:

- звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

- бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

- кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

- дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Страницы: 1 2 

Нюансы образования:

Критерии и показатели уровней развития технического мышления
Исходя из разработанных показателей, определим три уровня развития технического мышления: низкий, средний, высокий. Ниже в таблице приведены критерии и показатели (уровни и их характеристика) для оце ...

Принципы личностно-ориентированного подхода
В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения интереса к окружающим, ин ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru