В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения приведены в таблице.
Компонент чтения |
Симптоматика нарушения чтения |
Психологические и речевые причины трудностей |
Операциональные причины трудностей |
Способ чтения |
Побуквенное чтение Послоговое чтение |
1.Несформированность звуко - слогового синтеза; 2. недостаточный объем зрительного восприятия |
Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния. навыка целостною восприятия читаемого (глобального чтения). |
Правильность чтения |
Замены букв: а) по фонематическому сходству б) по оптическому сходству в) другие виды замен (а- у, п-с) Нарушения звуко - слоговой структуры: пропуски букв; пропуски слогов; добавления букв, слогов: перестановки букв, слогов Ошибки угадывания Повторное считывание, пропуск строки, считывание- верхней строки вместо нижней, потеря строки Повторы букв, слогов, слов Грамматические ошибки: нарушение согласования; нарушение-управления |
Недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; слабая концентрация внимания Недостаточность зрительного анализа и синтеза: несформированность пространственных представлений Недоразвитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза Недостаточность зрительного анализа и синтеза Невнимательность Несформированность пространственных представлений; неустойчивость произвольного внимания Несформированность морфологических и синтаксических обобщений |
Не автоматизирована связь между звуком и буквой Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия Не сформирован навык целостного восприятия читаемого Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия: Несформированность навыка лексико-грамматического предвидения |
Выразительность |
Отрывистое или слитное чтение. Отсутствие дифференциации в использованни пауз (паузы одинаковой длительности на точках и запятых). Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении Отсутствие эмоцио-нального отношения к читаемому |
Недостаточное понимание читаемого; Недоразвитие устной речи |
Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения. Несформированность навыка интонационного оформления предложений в соответствии с конечными знаками препинания |
Сознательность чтения: А) пересказ. Б) Понимание смысла прочитанного |
Опускание смысловых частей текста; непоследовательность изложения; исключение, добавление, искажение фактов; отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам Непонимание причинно следственных отношений; Непонимание временных отношений; Трудности вычленения из текста ноной информации; трудности в выделении главной мысли произведения |
Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Несформированность структуры мыслительной деятельности Несформированность связной речи Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Недоразвитие словесно-логического мышления |
Несформированность антиципирующего чтения Несформированность навыка вычленения смысловых частей текста (составление плана) Несформированность навыка соотнесения отдельных троков текста друг с другом Несформированность семантических дифференцировок |
Скорость чтения |
Медленный темп чтения Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения |
Аналитический тип ВНД Небольшой объем зрительного восприятия Синтетический тип ВНД |
Несформированность антиципирующего чтения Не сформирован навык целостного восприятия читаемого |
Группы сверстников как микрофактор социализации
Группы сверстников – это объединение детей, подростков, хотя и различающихся по возрасту, объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами. Они образуются ...
Некоторые особенности
словаря младших школьников
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы мо ...