Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность виды и классификация методов воспитания

Страница 2

В настоящее время в педагогической науке остаются дискуссионными методы воспитания.

По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания поведения выделяют три группы методов: убеждение, упражнение и побуждение.

Н. И. Болдырев считает наиболее типичными методами воспитания поведения: убеждение и упражнение, поощрение и наказание.

Близок к данной группировки методов и перечень, предлагаемый И.Т. Огородниковым: упражнение, убеждение, приучение, одобрение и поощрение, осуждение и наказание.

От указанных классификаций несколько отличается группировка методов, предлагаемая Т.А. Ильиной. Это методы убеждения (беседы, лекции, диспуты, дискуссии), методы организации деятельности учащихся (упражнение, убеждение, переключение), методы стимулирования поведения учащихся (поощрение и наказание).

Методы формирования сознания. Формировать сознание – значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов – слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Одним из наиболее действенных методов данной группы является пример. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника и др.) и словесно-художественный (литературный и киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один и тот же пример часто и по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример и др.

В основе реализации второй группы методов (организации деятельности и опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.

Главное назначение данной группы методов – включение ребенка в деятельность и выработка на этой основе норм поведения. Основное средство – различные виды деятельности. Эта группа методов включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Например, требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся. Значительную роль в воспитании ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания) и косвенные (просьба, намек, оказание доверия и др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.

Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения. Стимулировать – значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение – воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание и соревнование.

В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Теория совершенства детской природы
Определенность детской природы можно видеть в её совершенстве или несовершенстве. Теорию совершенства детской природы с наибольшей решительностью защищали Жан Жак Руссо и Л.Н. Толстой. Основанием это ...

Понятия и особенности технического мышления
Под техническим мышлением понимается комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности. Поскольку, техническое мышление ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru