Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество – это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.

Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но и науки, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Несмотря на высокую значимость творческого воображения в формировании личности ребенка действительно многогранной, в совершенствовании его внутреннего мира, проблема развития творческого воображения детей в научно-педагогической, в том числе и психолого-педагогической, литературе освещена незначительно.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л. С. Выготского, P. M. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. Физиологические основы творчества изучали И. П. Павлов, П. В. Симонов, B. C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали А. В. Брушлинский, A. M. Василевская, А. В. Петровский, К. К. Платонов. Важность проблемы развития творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе "кристаллизации", или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, Л. С. Выготского, В. А. Полякова. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, развивающих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, М. М. Зиновкиной.

Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны эстетико-педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности.

Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках».

Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках.

Объект: образовательный процесс, способствующий развитию творческого воображения младших школьников.

Предмет: комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников на уроках будет более эффективным при реализации следующих эстетико-педагогических условий:

- эмоциональная выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд;

- эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности;

- занятия на уроках будут строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

2. на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить:

а) содержание понятий «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; б) особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста;

3. на основе анализа научно-педагогической и методической литературы обосновать комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников;

4. проверить эффективность данного комплекса условий в экспериментальной работе;

5. разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на уроках; диагностика; целенаправленное педагогическое наблюдение; эксперимент; системный анализ и статистическая обработка материала.

Нюансы образования:

Анализ альтернативных программ обучения русскому языку
Дидактическая система, направленная на общее развитие школьника, разработанная под руководством Л.В.Занкова, является альтернативой. В ней реализуются те прорывные идеи, которые поставлены перед школ ...

Использование различных технологий организации обучения
Коллективный способ обучения Чтобы использовать коллективную форму учебных занятий необходимо уточнить, чем она отличается от групповой и парной учебной работы. Работа ученика над выполнением домашне ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru