В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество – это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.
Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.
Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но и науки, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.
Несмотря на высокую значимость творческого воображения в формировании личности ребенка действительно многогранной, в совершенствовании его внутреннего мира, проблема развития творческого воображения детей в научно-педагогической, в том числе и психолого-педагогической, литературе освещена незначительно.
Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л. С. Выготского, P. M. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. Физиологические основы творчества изучали И. П. Павлов, П. В. Симонов, B. C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали А. В. Брушлинский, A. M. Василевская, А. В. Петровский, К. К. Платонов. Важность проблемы развития творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе "кристаллизации", или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, Л. С. Выготского, В. А. Полякова. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, развивающих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, М. М. Зиновкиной.
Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны эстетико-педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности.
Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках».
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках.
Объект: образовательный процесс, способствующий развитию творческого воображения младших школьников.
Предмет: комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников на уроках будет более эффективным при реализации следующих эстетико-педагогических условий:
- эмоциональная выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд;
- эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности;
- занятия на уроках будут строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
2. на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить:
а) содержание понятий «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; б) особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
3. на основе анализа научно-педагогической и методической литературы обосновать комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников;
4. проверить эффективность данного комплекса условий в экспериментальной работе;
5. разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на уроках; диагностика; целенаправленное педагогическое наблюдение; эксперимент; системный анализ и статистическая обработка материала.
Требования
к результатам обучающихся
Для успешной реализации ФГОС учителю необходимо знать, какие личностные результаты освоения ООП должны достичь выпускники начальной, основной и старшей школы (см. таблица.1) Таблица 1 – Анализ личнос ...
Программа коррекционных стратегий девиантного поведения
Формирующий этап эксперимента Для достижения желаемых положительных результатов данного исследования поставлены цели, разработаны принципы планирования и план работы по преодолению девиантного поведе ...